— Если говорить откровенно, сейчас только ленивый не поет. Кого из девочек ни спросишь — все хотят стать певицами, артистками. Телешоу талантов только подогревают этот интерес, и каждый родитель думает: «И мой ребенок так может», — рассказывает преподаватель эстрадного вокала Ольга. — А нам, педагогам, это только на руку. Больше клиентов — выше наша зарплата. И почти каждому из тех, кто приходит на первый пробный урок, мы говорим, что он очень талантлив — мол, нужно только почаще ходить на занятия. Родители счастливы, готовы водить и платить как можно больше.
По словам Ольги, подогревать в родителе веру в уникальность его ребенка можно годами. Дошкольник занимает последние места на конкурсах? Голос еще не сформировался! Подросток не проходит кастинги и не может поступить в Гнесинку? Это временно, нужно годик подождать. Годик прошел? Просто будущую звезду еще не оценили. Не отчаиваемся и идем дальше.
— Я не считаю, что, вселяя в ребенка беспочвенные надежды, мы делаем ему плохо, — говорит Ольга. — Он ведь на наших уроках развивается! Когда вырастет, будет свободно общаться на публике, петь в караоке или сможет выступить на празднике в вузе или на работе на корпоративе.
Утверждение спорное, и не каждый с ним согласится. Понятно, что воспитывать «будущих звезд» выгодно педагогам и приятно родителям. Но каково самому ребенку? Особенно если он не хочет быть звездой. Или хочет, но не способен.
Педагог-психолог, профориентолог Симона Филимонова отмечает:
— Чтобы стать известным певцом или артистом, нужно обладать не только хорошими природными данными в этой сфере, но также способностями к коммуникации и демонстративным характером. Такой ребенок любит везде быть первым, ему нравится доказывать, что он самый лучший, самый красивый, ему нравится выступать на публике, ему нужны слушатели. А если характер у него недемонстративный, ему бывает очень трудно. Родители прочат ему карьеру артиста, а он чувствует, что находится не на своем месте. И хорошо, если в подростковом возрасте сам решится поменять род занятий. А если нет? Пытаясь сделать из него звезду, взрослые загоняют его в глубокую яму переживаний. Последуют неудачи, и ребенок будет думать, что никому не нужен и ни на что не годится.
Симона приводит пример из своей практики. Пришли на консультацию мама и сын. По мнению родительницы, мальчик должен стать великим скрипачом. А он любит спорт и мечтает о героических поступках.
— И вот сидит этот мальчик забитый, смотрит на меня исподлобья и говорит: «Мама, конечно, скажет вам про меня другое, но я хочу стать пожарным и спасать людей». А родительница ему возмущенно: «Каким еще пожарным? У нас дедушка играл на скрипке, папа играл!»
Психолог предостерегает: амбиции родителей или желание следовать семейным традициям могут сделать ребенка несчастным.
* * *
Впрочем, не всегда дело в личных амбициях взрослого. Есть определенный тип родителей, которые смотрят на свое чадо как на курицу, которая вырастет и будет нести золотые яйца. Если у самих финансовые дела не ладятся и перспектив стать олигархом нет (а так хочется!), самое время начать зарабатывать на ребенке.
Мать-одиночка Елена — успешный педагог, однако ей хочется большего. Тем более что у Елены море энергии и в голове всегда полно креативных идей! В один прекрасный день женщина решила, что ее сын должен зарабатывать деньги. Не без помощи мамы мальчик «придумал» серию интересных лекций и мастер-классов по истории (повезло, что как раз этот предмет сынишке очень нравится). Елена отправила его проект на несколько конкурсов с денежными призами, и он, к общей радости, их выиграл.
Ведь тема истории сейчас в тренде, а когда ее преподносит ребенок — это актуально вдвойне. Однако у такого полезного и нужного проекта есть одна пикантная сторона: все познавательные уроки и мастер-классы у 12-летнего мальчика — платные.
У другой мамы, Екатерины, трое детей, и она снова беременна. Всех своих чад она зарегистрировала на сайте по набору актеров массовки. Дети снимаются в кино, а мама получает за них деньги.
— Папа у нас инженер, зарабатывает не так много, сама я уже лет десять как не работаю, с детьми особо не поработаешь, так что с деньгами вечная проблема. Мне нужно постоянно просматривать объявления о наборе актеров и отвечать на них, а потом развозить детей по съемочным площадкам, — откровенничает Екатерина. — Денег, которые они получают за съемки, нам хватает только на одежду и еду. Но я верю, что рано или поздно кого-нибудь из моих ребят приметит режиссер и предложит главную роль. Он станет кинозвездой и сможет обеспечить и себя, и всю нашу большую семью!
Некоторые мамы и папы даже «инвестируют» в «проект» по созданию из ребенка звезды — в надежде, что все вложенные деньги окупятся сполна. Записывают ребенка к самым крутым педагогам, нанимают продюсера, стилиста. И хорошо, если эти родители — люди обеспеченные. А если нет? Тогда приходится продавать последнюю рубашку.
— Несколько лет назад я водила дочку в известную детскую музыкальную академию. За год отдали почти миллион, — рассказывает мама 13-летней Насти, Лариса. — Сначала мне казалось, что это для моего ребенка полезно. Девочку учили петь, танцевать, свободно держаться на сцене, ей сделали портфолио. И она даже приняла участие в крутом новогоднем шоу и несколько раз мелькнула в компании звезд в телепрограмме. Но когда она мне заявила: «Мама, я хочу, чтобы мне сняли собственный клип!» — я, честно говоря, офигела. И поняла, что с такими «академиями» пора завязывать. Не пойдет на пользу маленькому ребенку такая «звездность». Пусть лучше сначала окончит обычную музыкальную школу.
Лариса и ее муж — люди обеспеченные, но, как она вспоминает, далеко не все родители в этом учебном заведении могли платить за ребенка, как они, миллион без ущерба семейному бюджету.
— С нами ходила одна бабушка, она возила свою уже взрослую внучку из Подмосковья. Старушка так прониклась обещаниями организаторов сделать из девочки звезду, что собралась взять кредит под залог квартиры. Я еле уговорила ее этого не делать и вообще уйти оттуда, — вспоминает Лариса.
* * *
Дети, которые с детства мечтали о славе, но не имеют ярко выраженных талантов, как правило, рано или поздно сами понимают, что звездами им не быть. Такое понимание обычно приходит в старших классах.
Каждому из нас не раз встречались забавные, бойкие малыши, вызывающие умиление у взрослых. Глядя на ребенка, который без всяких уговоров взбирается на стульчик прочитать стишок или изо всех сил тянет ручку, чтобы именно его вызвал аниматор поучаствовать в конкурсе, кажется: ну точно будущий артист! Тем более что такие дети с удовольствием посещают творческие студии и выделяются там на фоне «обычных» застенчивых ребят. Таких малышей режиссеры, конечно же, любят снимать в рекламе, их с удовольствием берут в театральные постановки.
— Успех малыша в кино или в телепроектах — это не всегда гарантия того, что он вырастет и обязательно станет звездой, — рассказал нам педагог одного из театральных вузов Александр. — Есть такое понятие, как детское обаяние.
Как поясняет Александр, такой ребенок ведет себя естественно, вызывая умиление у зрителей, но чаще всего это вовсе не актерский талант, а просто природная активность малыша, его желание познать мир.
— Очень часто после «малышового» этапа перед нами предстает посредственный с актерской точки зрения, но уже потерявший младенческую прелесть подросток, — констатирует педагог. — Его родители, познавшие вместе со своим чадом сладость успеха и оваций, долго не могут согласиться с тем, что их сын или дочь — вовсе не будущие Гурченко, Раневская или Смоктуновский. И нам приходится долго и настойчиво им объяснять, что, толкая своего ребенка в актерский вуз, они, возможно, теряют будущего великого ученого или врача, — говорит Александр.
Впрочем, и на одном таланте далеко не уедешь. Это подмечают многие педагоги.
— Приходит ко мне на урок очень способная девочка, но уж больно ленивая. На вопрос: «Кем хочешь стать?» — конечно, отвечает: «Известной певицей!» Показываю упражнения, вокальные приемы, а она через неделю заявляется как чистый лист — ничего не выучила, ничего не помнит. И так вот топчемся мы с ней целый год на одном месте, — рассказывает педагог по джазовому вокалу Ирина. — А другой ребенок приходит в начале года с весьма посредственными способностями — и интонация хромает, и голосок слабенький. Но при этом дикая работоспособность. И знаете, такая девочка вполне может куда более талантливую сверстницу обойти. Вода камень точит!
* * *
Но что же делать, если ребенок не может соответствовать ожиданиям родителей или стал догадываться, что его детские мечты о карьере великого артиста никогда не воплотятся в жизнь?
— Меня часто спрашивают об этом родители. В этом случае я рекомендую ребенку пройти специальные тесты, которые выявят, какой вид деятельности ему подходит, — говорит Симона Филимонова. — Расшифровав ответы ребенка, опытный психолог может подсказать, как ему комбинировать свои желания с возможностями. Ведь можно найти смежную профессию! Например, если ребенок без слуха и голоса хочет стать певцом, возможно, на самом деле ему просто нравится стоять на сцене и слышать аплодисменты. В этом случае можно предложить ему стать оратором, актером, ведущим мероприятий или организатором обучающих мастер-классов.
Впрочем, иногда родители и сами могут быть неплохими психологами, и верное решение подсказывает им собственная интуиция. У Марии из Москвы двое детей. Старшая дочка с пяти лет занималась в районной вокальной студии и была там звездочкой, а когда чуть подросла младшая и ее отдали туда же, оказалось, что у малышки способностей гораздо больше. Ее взяли в детский телепроект, после его выхода девочку стали узнавать на улицах. А потом посыпались приглашения сняться в рекламе, спеть на городских праздниках... У старшей дочки начался стресс. Она продолжала часами заниматься вокалом, но уже через пару лет стало ясно, что она — обычная, а вот сестренка действительно выделяется среди сверстников. Девочка-подросток обозлилась, замкнулась, забросила учебу.
— Когда мы с мужем увидели, что старшая страдает, очень испугались, — вспоминает Мария. — Я сразу вспомнила знаменитый фильм «Телохранитель» с Уитни Хьюстон, в котором неудачливая сестра пыталась заказать убийство своей звездной родственницы. И я подумала: «А вдруг и у моих девочек так будет? Вдруг старшая затаит злобу на младшую?» Посоветовавшись, мы с мужем решили переключить ее внимание на другие вещи. Записали в кружок веб-дизайна, на современные танцы. А там — новый круг общения, мальчики… Постепенно взрослая дочка забыла про вокал и поняла, что соперничать с сестренкой нет необходимости — в жизни есть много другого интересного. Но младшую мы, конечно, готовим в артистки. Раз с детства так везет, значит, это рука судьбы.
* * *
Как же узнать, стоит ли питать надежды по поводу своего ребенка? Ведь даже опытный педагог не всегда может определить, кто из его маленьких воспитанников станет знаменитостью.
— Если одни мамы и папы переоценивают своих детей, то у других бывает другая крайность — ребенок очень способный, а они в это не верят и считают, что в творческую сферу не пробьешься, там все блатные и связывать свою профессию с любимым делом ему не нужно. Мол, ну и что, что делает успехи, — мало ли таких, как он! — говорит Симона Филимонова.
По словам психолога, в этом случае задача педагогов и взрослых, которые окружают юное дарование, — как раз убедить родителей, что их ребенок особенный и у него может быть большое будущее.
За примерами успешной творческой карьеры повзрослевших звездочек далеко ходить не надо. Взять хотя бы «Ералаш». Многие попавшие туда юные актеры нередко, повзрослев, становились знаменитостями. Например, Федя Стуков (полюбившийся зрителям тележурнала рыжий пацан) успешно сыграл и в более серьезных фильмах, а став взрослым, стал вести известные передачи «До 16 и старше», «Ле-го-го», а затем подался в режиссуру. Среди его работ — шоу «За стеклом», сериалы «80-е» и «Физрук». Наташа Чистякова из детского тележурнала стала популярной певицей Глюкозой. А Ольга Кузьмина, заcветившись в «Ералаше» всего в паре эпизодов, после окончания ГИТИСа стала актрисой Театра Луны и звездой сериалов (кто не помнит рыженькую официантку Настю из «Кухни!»).
В наше время превратиться из звездочки в звезду тоже возможно. Один из таких примеров — Вероника Устимова. Как вспоминает ее мама Юлия, девочка с самого раннего возраста была очень активной и хотела во всем быть первой.
— Она была очень амбициозной и при этом работоспособной. К тому же умела находить общий язык и с детьми, и со взрослыми, — говорит мама.
Вокалом Вероника стала заниматься в пять лет, и уже через год начались победы на вокальных конкурсах, первые съемки в кино. В восемь лет она прошла кастинг на главную роль в мюзикле «Баллада о маленьком сердце». Сейчас ей 16, и в ее копилке уже больше двух десятков главных ролей в спектаклях и мюзиклах.
По словам мамы, с профессией Вероника определилась еще в десятилетнем возрасте: будет поступать в театральный.
— Уже пять лет Вероника состоит в труппе Детского музыкального театра юного актера. Сейчас постепенно переходит во «взрослую лигу», с прошлого года играет одну из главных ролей в мюзикле Глеба Матвейчука «Опасные связи», — говорит Юлия. — За последние три года сыграла главные роли в фильме Валерия Тодоровского «Одесса», Александра Кулямина «Новенький», в сериале Александра Жигалкина «Французы под Москвой». Сейчас снимается в масштабном фильме-катастрофе «МирА», где по сюжету ей предстоит спасти наш мир от космической угрозы.
* * *
— Каждый ребенок индивидуален. Одни мечтают о славе с ранних лет, а кто-то приходит к этому уже во взрослом возрасте, — делится опытом педагог по актерскому мастерству Андрей. — Если мы обратимся к биографии легендарных актеров или певцов, то увидим, что некоторые сначала получали профессии, абсолютно далекие от театра, кино или музыки. Работали и грузчиками, и инженерами, и врачами и уже потом понимали, что их призвание — творчество. Знаю известных, уже состоявшихся актеров, которые так и детей своих воспитывают: мол, в детстве надо попробовать все, а уж поступать ли в театральный — можно решить и в более старшем возрасте.
— Всему свое время, — поясняет Алла, сын которой создает талантливые и очень необычные картины.
Друг семьи Аллы выложил работы школьника на своей страничке в соцсети, и они вызвали настоящий фурор — интернет-пользователи сошлись на том, что у мальчика большой талант, и даже сравнили его с Ван Гогом.
— Когда со мной связалась знакомая журналистка и предложила написать о сыне статью, я ей ответила отказом, — рассказала Алла. — Он же пока только учится, ходит в художественную школу. Еще зазнается! А если статью прочитают его преподаватели или сверстники? Это будет нескромно. Если у сына талант — время само все расставит на свои места.