Солдатские матери забили тревогу: «левые» сайты ведут сбор денег военным

Юрист считает, что налицо факт мошенничества

Правоохранительные органы фиксируют рост преступлений с использованием социальных сетей. С одной из мошеннических схем столкнулись активисты Ассоциации по содействию защите прав военнослужащих и призывников «Комитет солдатских матерей». Председатель Ассоциации Светлана Голуб попросила «МК» поднять проблему.

Юрист считает, что налицо факт мошенничества

Все началось с того, что в семье рядового Андрей Таракина, который служил срочную в одной из воинских частей в Забайкалье, случилась беда. На родине солдата, в Кургане, в результате пожара сгорел дом, погибли его мама, бабушка, брат и сестренка. Отца госпитализировали в тяжелом состоянии. Организация солдатских матерей помогла Андрею, вышла на его командование, попросила помочь с отправкой домой. Командиры отнеслись с пониманием.

А еще общественницы организовали на своем сайте сбор средств, которые оставшемуся без крова вчерашнему солдату, конечно, будут не лишними. Одни похороны родных сколько стоят! У парня нет ни кола, ни двора, ни семьи. Только четыре гроба и отец в реанимации.

Каково же было удивление солдатских матерей, когда они вдруг нашли в Сети схожее объявление о сборе средств на помощь Андрею Таракину. Причем сам Андрей не знал, кто эти люди, и не имел с ними никаких контактов. Вот что рассказала по этому поводу Светлана Голуб:

- Какая-то непонятная женщина вела под его имя сбор денег. Мы связались с заместителем командира по военно-политической работе, который сказал что понятия не имеет, кто эта женщина. Мы-то попросили у парня его номер банковской карты и указали ее, чтобы люди могли оказать ему адресную помощь. А тут указан какой-то «левый» счет.

Ассоциация два дня билась, чтобы администратор группы в соцсетях, где были опубликованы реквизиты женщины-посредника, убрали эту информацию. Ведь мы уже вывесили реквизиты прямого получателя - Таракина. С большим скандалом, с полицией, но это удалось сделать.

Мы подали заявление о неправомерном сборе денег. Но, как нам сказали в управлении МВД одного из регионов, тут нет состава преступления. Нас это очень сильно удивило. Получается, что любой желающий может начать сбор денег на свою карту в пользу какого-то человека. Может, нужно хотя бы уполномочить на это нотариальной доверенностью?

Я говорила с прокурором одного из регионов, и знаете, какой ответ я от него получила? Что инструмента для наказания подобных денежных сборов нет. Действительно, любой знакомый, например, того же Андрея Таракина может опубликовать номер своего счета для сбора средств «на похороны».

Если полиция заинтересуется этим лицом, то он может сказать: я знаю с детства этого Андрея и хочу ему помочь из самых благих побуждений. И все. Естественно, никакого финансового отчета о поступлении денежных средств и о том, куда пошли эти деньги, никто  предоставлять не будет - не обязаны. Потому что это не фонд. В  фондах на счет отчетности все строго.

Сам человек, на которого собирают деньги, конечно, не додумается попросить каких то отчетов.

- И какой выход?

- Нам сказали, что единственный выход из ситуации - публиковать только прямые реквизиты получателя. Тот, кто хочет перевести деньги «на помощь», должен понимать, кому он переводит - прямому получателю или посреднику. Иначе получатель никогда не сможет понять, сколько денег переведено на карту посреднику. А тот для отвода глаз отдаст ему какую-то часть, а больше оставит себе. Надо разъяснять это людям.

«МК» попросил прокомментировать коллизию эксперта Общероссийского движения «Сильная Россия» по правовым вопросам, заслуженного адвоката России Дмитрия Краснова:

«Да, сегодня часто на сайтах можно увидеть объявления о сборе средств для кого-то — больных детей, военных, нуждающихся, погорельцев - и сердобольные граждане переводят средства на эти цели, чтобы помочь конкретным людям. При этом в подтверждение приводятся даже справки о болезни, справки от пожарной инспекции  про погорельцев. Но, к сожалению, далеко не все такие объявления составлены с желанием помочь. Кое-кто так зарабатывает.

Теперь о правовой оценке подобных деяний. Если кто-то вводит других в заблуждение, использует в своих корыстных целях такие качества граждан, как сострадание, и если переданные на благое дело средства кем-то присваиваются, то это можно квалифицировать как мошенничество, за которое предусмотрена ответственность по статье 159 Уголовного кодекса. Люди завладевают денежными средствами и другими ресурсами обманным путем. Если там группа лиц задействована, то ответственность — до десяти лет лишения свободы, вне зависимости от размера присвоенных средств».

Итак, вроде бы, ситуация понятна. Как понятно и то, почему правоохранители неохотно берут такие дела в работу. Вину нужно еще доказать, найти того, под чье имя собираются средства, а он то ли есть, то ли придуман. Словом, морока. Да и дотошных правдолюбцев, желающих наказать мошенников и написать заявление на них в милицию, не так много.

Ну, а желающим помочь попавшему в беду человеку, можно посоветовать одно: доверяй, но проверяй. Можно попробовать связаться с самим нуждающимся или с теми, кто собирает на него средства. Тогда мошенникам будет сложнее обманывать других.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру