Пелеханов с женой выехали в отпуск в Крым автостопом. По словам Петра, они поймали на трассе автобус, который вместо Крыма отвез из в Дагестан, где они попали в рабство к бывшему следователю и депутату Ахмедову. Сбежать паре удалось через форточку.
Как прежде рассказал «МК» Петр Пелеханов, «барин», как он называет Ахмедова, специально снял видео с танцем, чтобы у него было доказательство добровольного нахождения москвича в его доме. По словам мужчины, Ахмедов, пригрозил ему, что, если он не будет веселиться, наступят тяжелые последствия. В результате Пелеханов, который является инвалидом второй группы, был вынужден согласиться.
Оказавшись в полиции, «беглый раб» рассказал о происхождении ролика, но ему не поверили и даже назвали его «чертом». «Ты у них кайфовал, а теперь обвиняешь?!», - говорили Пелеханову силовики. Судя по тому, как видео решили использовать в СК Дагестана, местные следователи повели себя аналогично.
Больше того, в заявлении дагестанского отделения СК говорится, что семья москвичей вообще не имеет претензий к Ахмедову. По предварительной версии местных сотрудников правоохранительных органов, водитель автобуса, который согласился их подвезти, предложил работу в Ставрополе., но отвез в Дагестан. В итоге им пришлось проработать месяц в селе Новая Мака, но не за бесплатно, а за 10 тысяч рублей на руки.
Ахмедов солидарен со своими бывшими коллегами. Он говорит, что нанял Пелеханова и его жену на полгода и даже заплатил предоплату в 50 тысяч рублей, но те отработали только месяц и неожиданно ушли. При этом у них был мобильный телефон, они могли ходить по селу абсолютно свободно и тем более их никто не бил.
Сейчас дозвониться до Петра невозможно, его номер заблокирован. Поэтому мы попросили прокомментировать ситуацию представителей движения «Альтернатива», которые помогали в освобождении пары Пелехановых. Представитель движения Алексей Никитин рассказал, как обстояли дела.
- Слова Ахмедова - типичная отмазка, сто раз такое слушал. Вопрос: «Почему они убежали?» Все зафиксировано на телефоне «горячей линии».
Первый звонок от Петра мне поступил ещё 21 сентября в четверг, когда они были ещё на теплицах у этого хозяина. Он мне подробно изложил, как и что с ними случилось. Проблема в том, что наш единственный координатор Закир Исмаилов был в этот момент далеко в горах, где очень плохая связь, на другом задании, и не мог сразу до них доехать. Через пару дней у них нервы не выдержали (Петр говорил мне, что боится, что могут телефон забрать), и они сбежали, сами добрались до Махачкалы. Там уже вернувшийся в город Закир забрал их в отделе полиции, поселил за наш счёт в гостиницу, помог девушке оформить временную «Форму 1» взамен утерянного паспорта, и мы их отправили на поезде обратно в Москву.
Проблема с версией работодателя в том, что её ни доказать, ни опровергнуть нельзя. Факт в том, что у него работали люди, у которых на руках из всех документов был только военный билет Петра, то есть работали они абсолютно нелегально, что, вообще-то, само по себе уже серьёзное правонарушение. И ещё у нас есть факт их побега и нелепое оправдание, что они убежали «почему-то». Не бывает такого «почему-то».
В таких местах нелегально работает много людей, которым вследствие различного рода жизненных обстоятельств и вредных привычек действительно всё «по барабану», и они готовы работать, грубо говоря, за еду. Но в том-то и проблема, что, когда у вас в регионе массово развивается такой теневой бизнес, рассчитанный на массовое использование нелегальной рабочей силы из маргинальных социальных слоёв, в эту «воронку» постоянно с неизбежностью затягивает и таких людей, которые на такие условия труда вовсе не соглашались, им вербовщики обещали совсем другое, и люди становятся таким образом жертвой обмана.
А когда человек в такое место попадает, когда на его доставку уже были потрачены деньги и оплачены услуги вербовщика, то его уже не спрашивают, хочет он работать, не хочет, просто ставят перед фактом, что эти затраты надо отрабатывать. И растянуться такая «отработка» может очень, очень надолго. Так что я вам однозначно скажу, просто так люди с работы не убегают и на «горячие линии» общественных организаций не звонят с просьбой о помощи.
- А если бы ваш Закир приехал за ними прямо на плантацию, как бы тогда события развивались? Ребят бы просто отпустили как ни в чем ни бывало?
- Да, конечно. В том-то и состоит суть нашей работы, чтобы внезапно для хозяев появиться на месте. Тогда они уже, припёртые к стенке, просто делают вид, что «никто никого тут не держит» и вынуждены отпустить человека.
Современное рабство - это скрытый вид преступления, как домашнее насилие, творится, пока никто не видит, а если поймали за руку - изображай из себя дурака и до упора делай вид, что люди «сами сюда приехали, никто их не заставлял». Всё равно доказать обратное очень и очень трудно.
- Тогда почему они сами там остаются? Взял и ушел. Ну и что, что паспорт забрали, потом новый оформит. Или ему физически не дадут этого сделать?
- Не отпустят. Догонят, побьют и обратно вернут. Деньги же надо отрабатывать. И ещё сделают внушение, что обращаться куда-то бесполезно, у нас тут «всё куплено». Часто это большое преувеличение, но люди верят. А если приехал, например, волонтёр, они уже понимают, что будет скандал, что уже стало известно, что у них тут работают люди, которые хотят уйти. В этом разница.
- Поэтому и Пелеханов сразу стал звонить не в полицию, а вам?
- Не сразу, я так понимаю, они там месяц где-то были. Ему рассказали стандартную сказку про то, что «все купленные», он и стал искать телефон нашей «горячей линии», как единственный выход.
- А так мог бы сразу в полицию позвонить?
- Я даже и не спрашивал, почему он в полицию не звонил, потому что этот вопрос не имеет смысла. Я и так с самого начала понимал, что, конечно, он ни в какую полицию не звонил, потому что не верит, что там помогут. Это стандартная ситуация.
Посудите сами, чем именно ему бы помогла полиция? Даже если бы, допустим, ему бы повезло и полицейский оказался честным и не стал просто возвращать его обратно хозяину (а бывает и такое) или настойчиво предлагать такую же бесплатную работу у кого-то из своих родственников (и такое тоже бывает), то что бы этот самый честный полицейский сделал бы?
Ну принял бы у них заявление и вручил отрывной талон со словами «ожидайте результата проверки». И куда бы в таком случае Петр со своей женой без денег и документов пошёл бы? В другое такое же рабство? У нас же полиция не помогает людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, как-то выбраться, вернуться домой, или хотя бы просто найти ночлег. У них нет на это денег и полномочий. Поэтому такими вещами занимаемся мы.
- Что думаете о версии СК Дагестана?
- Насколько я знаю, Петр и его жена писали три заявления в трёх разных отделениях в Дагестане, в том числе и в этом посёлке непосредственно, где теплица, и везде настаивали на своём. Возможно, в итоге их всё же склонили написать какой-то отказ от претензий, как компромиссный вариант, ну потому что очевидно, что добиться оплаты труда от хозяина нереально трудно. Ему же ничего не мешает сказать: а я им уже заплатил наличные, и они их уже потратили. Ведь вокруг этого там основной спор и шёл.
- В СК Дагестана говорят, что претензии вообще не к Ахмедову, а к водителю автобуса...
- Просто рассуждая логически: водитель обманул и повёз их не в Ставрополь, а в Дагестан, но к самому хозяину, взявшему якобы добровольно к себе таких обманутых работников, претензий нет. Получается, что этот водитель как-то случайно их завёз именно в Дагестан, именно к этому хозяину на парники, с которым, конечно же, у них никаких предварительных договорённостей об этом не было, просто ну вот такое совпадение. А хозяин не виноват. Вы сами в это верите?