Например, у тех же вологодских предпринимателей, которые должны были работать по QR-пропускам уже с 9 октября, не нашлось элементарного оборудования, чтобы считывать информацию. Технику нужно купить, протестировать и научить ею пользоваться обслуживающий персонал, что безусловно займёт время. Кувшинников на это время дал, предполагая, что за переходный период народ, лишенный хлеба и зрелищ, подтянется на пункты вакцинации.
«Мы подготовимся, протестируем и спокойно вместе с бизнесом оценим все риски введения данного ограничения", - сообщил губернатор в прямом эфире, когда встревоженные вологжане забросали его вопросами.
Многие эксперты признают, что для русской глубинке проект с QR-кодами изначально провальный. Хотя бы потому, что в местных бюджетах на его реализацию нет средств. Можно, конечно, взвалить все расходы по приобретению техники по считыванию на самих предпринимателей, но они и так, скорее всего, финансово пострадают от новшества, спрос на те же ресторанные услуги, по прогнозам, в любом случае упадёт, так как в среднем в российских регионах привиты не больше трети населения. И не факт, что те, кто привился, а прежде всего это бюджетники, врачи и учителя, частые посетители ресторанов и фитнесов.
Но если в Вологодской области с QR-кодами решили повременить, то в Удмуртии они действуют уже с 5 октября. И вот как оценивают их местные:
«QR-код у меня есть, но его никто не спрашивает. Зато в маске хожу везде, потому что без неё в магазинах не обслуживают, сегодня вот молоко не продали, пока не надел», - рассказывает житель Ижевска Андрес Вальме.
Он, кстати, вакцинировался уже три раза. Виновата как раз компьютерная программа. «Первый раз я привился в Ижевске, второй в Московской области, куда приехал в гости к друзьям, потом вернулся домой, пришёл в МФЦ за сертификатом - а там нет нигде данных, что я прививался второй раз. В поликлинику сходил, в одну, вторую. Ни у кого нет сведений. Пришлось ещё раз сделать укол, правда, когда делал, никому не сказал, а то вдруг не разрешили бы. Я считаю, что это неправильно, что один регион «не видит», что происходит в другом».
Кстати, те российские территории, где QR-коды теперь в законе, решили внедрить их самостоятельно или все-таки выполняют негласный приказ сверху? И почему именно они, а не другие? Ведь если смотреть по рейтингу заболеваемости, та же Удмуртия далеко не в худшем положении. На 49 месте из 85 регионов.
Впрочем, сами жители к переменам относятся скептически.
«Болеют и умирают пенсионеры, а они далеко не самые активные посетители ресторанов. Тогда какой смысл ограничивать всем остальным походы в общепит? Закрывайте МФЦ, общественный транспорт, аптеки, вот где пожилых-то море», - предлагают свои способы уменьшить распространение COVID-19 в городских чатах.
«Сказано, что если не делать прививку, то нужен отрицательный ПЦР-тест. Но он почему-то только платный. Если у нас все так плохо с заболеваемостью, то и маски, и перчатки, и тесты надо продвигать бесплатно».
«Детям до 18 вакцину не делают, и тесты не нужны, получается, они коронавирус не распространяют или как?»
Пензенская область в рейтинге регионов с самой тяжёлой эпидситуацией расположена на 26 месте. 8 октября здесь официально заболели 275 человек, а скончались 27. Тоже не самый печальный результат, если сравнить с городами-миллионниками.
QR-коды как документ, ограничивающий посещение ресторанов, здесь официально ещё не ввели, только на спортивные и массовые мероприятия, а ещё с понедельника 11 октября те, кто вакцинировался, могут проверить работу своего сердца и лёгких на бесплатном профосмотре.
«Пока мы смеёмся от перспективы введения QR-кодов, - рассказывает Наталья, жительница одного из районных центров Пензенской области. - Ибо компьютерная грамотность наших работников далека от идеала. У нас и картой-то в магазине не всегда получается расплатиться из-за перебоев со связью».
Впрочем, деревенские не унывают, даже если куар-коды будут нужны для похода в обычный магазин. «Ну станут привитые у непривитых подрабатывать гонцами, выход в любом случае найдём. Хотя пока у нас даже маски особо нигде не проверяют, на моей памяти, попросили надеть только в маленьком магазинчике».
Впрочем, народ в Пензенской области действительно стал чаще хворать. Но коронавирус это или обычное для осени ОРВИ, понять сложно, так как ПЦР-тесты показывают разное. «В начале сентября было много госпитализаций, коронавирус никому не ставили, у всех была пневмония. А как выборы прошли, так пошёл рост COVID-19. В моём окружении народ поделился на несколько лагерей - активные антипрививочники, активные пропрививочники, и пассивные пофигисты. Я лично не прививалась еще, есть медотвод, и готова, если что, писать во все инстанции и скандалить. Про медотвод - успела его получить в первую неделю, пока у нас устно не запретили давать медотводы», - говорит Наталья.
Свердловская область - замыкает пятерку лидеров по заболеваемости и смертности в РФ. Сразу после Москвы, Санкт-Петербурга, Подмосковья и Нижнего Новгорода. QR-коды здесь пообещали внедрить тоже. Но с… декабря.
«Хотя уже сейчас скорые с сиренами гоняют по городу. Сороковая городская больница - она многопрофильная, полностью закрыта под «красную зону», включая родильное отделение, - рассказывает жительница Екатеринбурга Марина. - У меня родственница вышла из роддома с малышом, и сама заболела через несколько дней. Хоспис тоже с августа под ковидарием».
Люди жалуются, что невозможно вызвать неотложку, та просто не едет. «Был гипертонический криз у мамы, не дозвониться».
С одной стороны, обещают ввести QR-коды для непривитых, а с другой, реальных ограничений тоже почти нигде нет.
«В масках- только старшее поколение, температуру не меряют, магазины и рестораны открыты, дистант даже не рассматривают, обещали ограничить массовые мероприятия, но вчера в УрГЭУ проходил сбор каких-то волонтеров, и все без масок, и при этом пугают, что введут QR-пропуска», - рассказывает Ирина Александровна, жительница Уральской столицы. Она говорит, что в прошлом году в кафе и на фуд-кортах стояли экраны, разделяющие столы, сейчас их везде сняли. Как будто бы нарочно.
«До декабря, даже если будет умирать по 46 человек в день, как сегодня, население Свердловской области уменьшится на 2000 жителей. А разве реально умирают по 46? На мой взгляд, гораздо больше больше. Недаром, стоимость места на кладбище взлетело до 100 тысяч рублей», - резюмирует Ирина Александровна, год назад похоронившая сына от COVID-19.
Мучает противников QR-кодов и ещё один вопрос. Если запреты для не вакцинированных все же будут введены, а заболеваемость все равно не снизится, кого будут винить в этом случае, и что делать?