Невольный эффект: почему власть не боится разоблачений тюремного «пыточного конвейера»

Подобные кадры уже не возмущают общество, а просто пугают

«В Саратовской области возбуждены и расследуются уголовные дела о совершении противоправных действий в отношении осужденных...» Сообщение на сайте регионального управление Следственного комитета развеивает последние сомнения: информация правозащитного проекта Gulagu.net не фейк, не очередная клеветническая кампания, затеянная врагами России. Власть даже не пытается, по крайней мере пока, представить дело таким образом. Или хотя бы как-то смягчить удар.

Подобные кадры уже не возмущают общество, а просто пугают

Одна инстанция за другой признают серьезность ситуации. Ну, про СКР уже сказано выше: на сегодняшний день возбуждены в общей сложности семь уголовных дел — по статьям 132 («Насильственные действия сексуального характера») и 286 («Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и угрозой его применения») УК РФ.

Да у самой ФСИН в мыслях не было отпираться. Уволен начальник тюремной больницы в Саратовской области — именно там были сняты кадры из первой порции публикуемого правозащитниками-расследователями пыточного видеоархива. Уволены трое сотрудников этого учреждения — замначальника по безопасности и оперативной работе, начальник оперативного отдела, начальник отдела безопасности. В процессе увольнения находится начальник управления ФСИН по Саратовской области полковник Федотов.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова просит компетентные органы «провести проверочные действия и принять меры к виновным». Даже Кремль не остался в стороне. «В случае если подлинность этих материалов подтвердится, то, конечно, это повод для серьезного разбирательства», — заявил пресс-секретарь президента.

Примечательно, что и к вопросу Дмитрий Песков был вполне готов. «Безусловно, мы читали о том, что такие материалы появились в Сети», — сообщил Дмитрий Сергеевич. Хотя вполне мог бы сказать (были прецеденты), что в Интернет много чего выкладывают, на каждый чих не наздравствуешься. И вообще, не царское, в смысле не президентское, это дело — комментировать такого рода «правовые конфликты». Обращайтесь в соответствующие ведомства. Но — не сказал.

Был, кстати, в руках наших чиновников и еще один мощный пропагандистский козырь, которым они почему-то не воспользовались. Источник информации, по их меркам, мягко говоря, не вполне кошерный. Достаточно сказать, что создатель Gulagu.net Владимир Осечкин находится в бегах — обвинен в мошенничестве, заочно арестован и объявлен в международный розыск. Сайт проекта периодически блокируется Роскомнадзором.

В общем, можно, вполне можно было побороться за честь мундира. Ситуация и опыт, сын ошибок трудных, предлагали целый набор вариантов микширования скандала. И уход в несознанку: какие, мол, ваши доказательства? Все ложь, монтаж и злонамеренная провокация. И перевод стрелок: мол, надо разобраться сперва с самим беглым правдорубом.

Наконец, можно было бы прибегнуть к старой проверенной схеме «А у них негров линчуют». Мол, в «Гуантанамо» и прочих застенках ЦРУ творится еще и не такое. Нет, возможно, все это мы очень скоро услышим. Но даже если речь идет всего лишь об отсрочке, а не о полной отмене пропагандисткой контратаки, все равно это вызывает некоторое удивление.

История-то ведь и впрямь нешуточная — такой удар по репутации страны. Впрочем, если разобраться — ничего странного нет.

Нельзя, конечно, исключать, что обнародованные кадры «пыточного конвейера» (пусть даже их пересказ, достаточно и пересказа) по-настоящему потрясли, шокировали, возмутили обитателей высоких кабинетов. Тоже ведь люди, тоже человеки. Сердца — не каменные.

Правозащитник Осечкин, уж на что, казалось бы, привычный к фактам беспредела, и тот, рассказывая о содержимом добытых записей, едва держит себя в руках: «Честно скажу, что я, конечно, стараюсь держаться, но это очень тяжело. Когда мы начинали это независимое расследование, из нашей команды даже никто предположить не мог, что мы докопаемся до такого — до такой глубины ада. Один журналист меня сравнивал с Вергилием Данте Алигьери. Но я боюсь, что даже Вергилий не доходил до этого кошмара, когда люди совершали подобное».

Но говоря о сверхзадаче своей деятельности пробудить общество правозащитник сильно переоценивает и свои возможности, и состояние российского социума. А вот власть, похоже, и то, и другое оценивает трезво и адекватно. Иначе, несмотря на всю свою чувствительность, вела бы себя, скорее всего, по-другому.

Российское общество прошло ту стадию в своем развитии (или падении?), когда подобные разоблачения могли вызвать политические потрясения, сравнимые с теми, которыми сопровождался аналогичный скандал в Грузии в 2012 году.

Напомним, что информация о пытках в Глданской тюрьме вызвала тогда масштабный политический кризис, сопровождавшийся массовыми протестами. Разоблачения стали одной из причин проигрыша партии Михаила Саакашвили на состоявшихся вскоре парламентских выборах.

Есть, правда, мнение, что теперь и Грузия не та, что прежде. Но об этом лучше судить самим грузинам. Что же до нас, то все настолько очевидно и прозрачно, что даже доказывать ничего не надо.

В России образца осени 2021 года кадры, демонстрируемые Gulagu.net, и им подобные уже не возмущают общество, а просто пугают его. И тем самым предостерегают граждан от конфликтов с властью.

Материал по теме: "Предложили выбирать швабру": заключенный рассказал о пытках в Саратовской области"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28641 от 8 октября 2021

Заголовок в газете: Невольный эффект

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру