Шокирующее известие свалилось на даму спустя почти четверть века после смерти матери. Женщина от чиновников узнала, что квартира, которую она унаследовала как единственная дочь, на самом деле ей не принадлежит. Оказалось, что женщина в силу незнания закона не оформила наследство. Рассуждала по-житейски: завещания покойная не оставила, других детей и прочих родственников у нее нет, значит, и квартира теперь ее по праву.
Однако через 24 года чиновники внезапно попросили ее освободить помещение. По мнению ревизоров, жилье должно было перейти государству как выморочное имущество. Хозяйка квадратных метров пыталась отбиваться квитанциями за ЖКХ. Все же более 20 лет она проживала в материнской квартире и оплачивала «коммуналку». Но беда в том, что платила женщина нерегулярно. Из-за долгов, по мнению чиновников, она и не могла считаться принявшей наследство. Ведь по закону, если человек официально документы на имущество не оформил, подтвердить свое право на наследство он может, если докажет два обстоятельства. Первое — что он этим имуществом пользуется. Второе и основное — именно он из собственного кармана оплачивает все расходы по содержанию этого имущества.
Суд первой инстанции, а затем и второй, встал на сторону чиновников и признали квартиру принадлежащей государству из-за долгов «нелегальной» наследницы по коммунальным счетам. Однако Верховный суд рассудил иначе. Высшая инстанция подчеркнула, что главным доказательством в споре — принимал человек наследство или нет — должен быть факт проживания в квартире умершего. При этом неважно, прописан он в ней или нет. Как отметил ВС, отсутствие долгов за коммунальные услуги также не может считаться обязательным условием для принятия наследства.