То и дело слышен ропот: учителя в школах погребены под тонной отчетности и буквально стонут от бумажной работы. Ведь кроме ведения уроков, проверки тетрадок и работ учеников (что само по себе занимает массу времени) нужно заполнять еще сотни бумажек и реляций касательно ведения программы и успеваемости. Это мало кому известное муторное закулисье учительской работы – одна из главных причин, отвращающих от школы молодых специалистов. Ведь нести разумное, доброе, вечное за весьма скромные деньги – это еще куда ни шло. Но когда «госпожа канцелярия» съедает все оставшееся время, становится невыносимо.
В предписанных Трудовым кодексом должностных инструкциях учителя нагрузка наперечет. Разработка рабочих программ по предмету, ведение электронных форм документации – стандарты ФГОС требуют от учителя также тематических планов по предмету с указанием количества часов. Но и это еще не все. Реальный учитель заполняет справки, отчеты по контрольным работам, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, отчеты о проведенных мероприятиях... Собирает справки о том, с кем дети будут на каникулах, справки о внешкольных мероприятиях, планы по самообразованию, акты обследования семей и пр.
«Однозначно министерство высказало позицию и направило главам регионов письмо, что если ведется электронный классный журнал, то не надо заполнять бумажный. Это определенным образом снижает отчетность на учителя», – сообщил о содержании письма, ограничивающего бюрократию в школах, министр просвещения РФ, глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Впрочем, разгрузить учителей Минпросвет пытался еще до «сентябрьских тезисов» президента. Чуть ранее ведомство запустило горячая линия, которая так и называлась: «Снижение бюрократической нагрузки на педагогов». Сбор вопросов и предложений длился 2 недели. Еще раньше, в 2020 г., в Госдуму пытались внести законопроект о снижении той самой бюрократической нагрузки и установлении единой формы отчетности.
– Когда ввели электронную документацию, многие обрадовались, – говорит Нина И., учитель математики одной из школ Санкт-Петербурга. – Но когда я увидела, сколько она требует от меня дополнительно еще к тому, что я и раньше делала, чуть со стула не упала. Заранее составленный сценарий урока должен быть, например. Какой сценарий – мы что, в кино? Требования к проведению уроков, шаблоны планов уроков, дидактические требования... Даже к «шаблонам планов» этих уроков, утрированно говоря, есть свои требования по заполнению, иначе никто их принимать не будет...
Наверное, действительно только личное вмешательство Путина поможет школам все-таки одолеть бюрократию. Ведь по следам его «сентябрьских поручений» уменьшилось количество контрольных, об этом тоже говорится в письме из Министерства просвещения. В нем содержатся, по словам Сергея Кравцова, «настойчивые рекомендации, что нужно систематизировать контрольные работы». А ведь когда-то десятки разных проверочных работ в школе за год тоже казались неизбывными и незыблемыми. Ныне из перечня убрали все местные, городские, муниципальные. Но оставили ВПР...
О том, испытывать ли хотя бы сдержанную радость и надежду на разгрузку учителей, «МК» поговорил с председателем Общества защиты образовательных услуг Виктором Паниным.
– По сути дела, ничего не меняется уже десятки лет. Бюрократическая нагрузка на учителей как росла, так и растет. И будет расти. И по поводу контрольных та же картина. Я вот по этому году сужу.
Несмотря на разговоры об уменьшении контрольных работ, а звучали эти разговоры еще до начала учебного года, с первых же дней обучения начались «срезы знаний», проверки, самостоятельные... И здесь то же самое. Учителя настолько перезагружены заполнением формуляров, справок, отчетов, что и головы поднять не могут.
Письмо это об уменьшении бюрократической нагрузки носит рекомендательный характер. Каждый глава района, региона имеет право отложить его в сторону – и все. Будет лежать – для отчета перед вышестоящим руководством. Вся эта имитация бурной деятельности не несет никакого практического результата. Это показные мероприятия. Нужно как-то обозначить свою активность относительно поручения президента. Учитывая наши экспертные оценки с мест, из регионов, могу ответственно заявить: ничего хорошего учителя от этой инициативы не ждут и никаких радужных надежд не испытывают.