В Саратове недовольство особенно велико, там онлайн-учебу для школьников вводят уже в третий раз. Местный Минобраз даже выступил со специальным заявлением, пообещав продлить удаленку лишь до 11 октября. Но родители в большинстве все равно не рады. Тем более что за прошедший с двух предыдущих «онлайнов» период времени некоторые школы и учителя так и не обзавелись цифровой техникой. «И младшему ребенку во втором классе, и старшему — в седьмом — прислали задания по почте. Проверка таких заданий часто затягивалась, было непонятно, какие у детей оценки и за что проставлены. Дети часто путались, прицепляли работы не на те даты, учитель их просто не видел... Теперь онлайна у нас в школе вообще не будет, они не могут его организовать, — рассказывает мама двух детей из г. Энгельс. — Zoom у учителей в прошлом году постоянно зависал, в этот раз решили даже не пытаться. Зато кто-то из детей в 7-м классе запустил неприличный ролик во время урока, вот это тогда все посмотрели...»
Если оба родителя работают, то детей часто просто не с кем оставить. Они будут находиться дома одни — а это уже можно квалифицировать как оставление в опасности, и случись что, родители будут нести уголовную ответственность. А если ребенка и есть на кого оставить, бабушки-дедушки, ни бельмеса не смыслящие в компьютерах.
— Надо вовремя войти в конференцию, применив пароль и идентификатор. А еще иногда трансляция «вываливается», надо заходить опять, — сетует Анна К., мама 3-классника из Воронежа. — Сын пока не может это делать сам. Бабушке мы писали всё на бумаге, рассказывали-показывали, без толку. Возможности завести няню или мне уйти с работы у нашей семьи нет.
Еще сложнее приходится семьям, у кого 2–3 детей учатся дома одновременно. Часто и комнат в городских условиях столько нет, и компьютер только один. Поэтому Евгения Б. из Владимира с содроганием вспоминает 2020 год и надеется, что их школа не уйдет опять на дистанционку. «У меня один ребенок во 2-м классе, другой в 5-й класс перешел. В прошлом году я сама занималась с первоклассником на компьютере, а старшему достался телефон. Да, он учился по смартфону, другого выхода не было. Потом, когда мы выехали на дачу, он иногда и вовсе во дворе занимался.
Также к сложностям дистанционного обучения родители причисляют необходимость самостоятельно осваивать программу, ведь онлайн-уроки короткие, идут 25 минут. «Я сам школу очень не любил, и надо же, сейчас она меня опять достала, — сокрушается Петр О., папа 5-классницы из Екатеринбурга. — Я программист, сейчас опять сижу на удаленке, жена на работу ходит. С тех пор как и дочь дома учится, я половину времени работаю, половину с ней «учусь». Недавно делали с дочерью доклад по ирландским народным инструментам по музыке, Ну, часа 2 мы его делали».
На засилье «ненужных» заданий и работ по ИЗО, физкультуре и прочим не главным предметам родители школьников жаловались еще во время первой волны пандемии. Все так же нужно записывать ролики о том, как ребенок делает упражнения на пресс, и присылать классному руководителю 5 поделок на тему «Осень». И это помимо основных заданий, на которые у многих уходит по 4–6 часов в день. Но продолжительность уроков в формате онлайн зависит от СанПиНов, и за год они не поменялись.
Дистанционный урок в средней и старшей школе не может продолжаться более 30 минут (для младшеклассников норма еще меньше, 20 мин. — Авт.). Есть норма и по количеству уроков — в младшей школе, например, онлайн может преподаваться только 20% от общего числа уроков. Тесты, проверки, контрольные и первые этапы олимпиад в таких условиях просто теряют актуальность — понятно, что вместе с ребенком учатся родители, сидящие рядом. И только один папа из опрошенных нами родителей считает, что повторная дистанционка далась их семье проще и лучше. Каждому из двух детей в семье Вадима с. из г. Мирный был куплен компьютер с гарнитурой и двумя большими мониторами. «Мама у нас сидит дома, бабушка пришла на помощь. А еще частная онлайн школа, дети там занимаются с репетиторами. Нашим детям дистанционка даже нравится тем, что можно свободнее планировать свое время, больше самостоятельности появилось. А социальное общение восполняется в платных кружках и студиях, которые не закрылись, они работают».