Для поступающих в вузы олимпиадников введут особые сертификаты

"Гарантия того, что не займут все бюджетные места"

Вузовская реформа обрастает новыми проектами. Эксперимент «2+2+2», когда студенты на третьем году обучения могут не только менять направление учебы в альма-матер, но и переходить в другой вуз, страдал непроработкой системы финансирования. Сегодня стало известно, что введена система сертификатов для взаиморасчетов вузов, оплачивать их будет Минобрнауки. Кроме того, вводится отдельная система сертификатов для олимпиадников, поступающих в университеты.

"Гарантия того, что не займут все бюджетные места"

Проект сертификатов для студентов посвящен тому, чтобы развивать межвузовскую мобильность и дать возможность будущим бакалаврам получать новые специальности и компетенции. Не только в своем вузе, но и в других, где есть нужные студенту направления и дисциплины. Ранее в комментарии «МК» директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина рассказывала, что препятствием к программе может стать так называемая стоимостная категория обучения. Финансирование обучения ведется по нормативно-душевому принципу. Проще говоря, студент в регионах стоит дешевле, чем в столицах.

Даже в Москве вузы неравнозначны, и все об этом прекрасно знают. Стоимость платного обучения на журналиста в МГИМО 610 тыс. руб. в год, журфак МГУ стоит едва ли не вполовину меньше — 391 тыс. руб. в год. Таким образом, если сравнивать с региональными вузами, разница может быть на порядок. Даже внутри одного университета факультеты отличаются по престижу, и по этой самой стоимостной категории тоже. И есть опасение, что при реализации программы «2+2+2» все будущие бакалавры ломанутся в лучшие университеты страны, такие как ВШЭ или СпбГУ. И в регионах тоже случится наплыв на «центровые» университеты. Для урегулирования количества желающих обучаться по престижным направлениям в «дорогих» вузах, с одной стороны, а с другой стороны — чтобы престижные университеты не страдали финансово, Минобрнауки и придумана эта новая система сертификатов. Прокомментировать особенности ее внедрения «МК» попросил директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяну Клячко.

— Татьяна Львовна, система сертификатов должна уравнять стоимостные категории обучения в разных вузах?

— Да, норматив финансирования обучения зависит в том числе от территориальной привязки вуза. Если студент учится, например, в Рязани, то его обучение дешевле, чем обучение студента, который учится в Москве. Поэтому нужны механизмы, которые позволили бы вузам принимать студентов из университетов с более низким финансовым содержанием. Есть, наоборот, вузы с большим наполнением норматива финансирования, и, если оттуда студент поедет куда-то в вуз с меньшим наполнением норматива, тогда тоже получается неувязка. Введение сертификатов создает механизм, который поможет выровнять вот эти стоимостные нормативы.

— Для чего нужны сертификаты для олимпиадников?

— Чтобы у вузов была заинтересованность принимать их сверх тех бюджетных мест, которые были выделены для поступления абитуриентов с высокими баллами. Их количество будет зависеть от контрольных цифр приема в каждом конкретном вузе. Это некая гарантия того, что олимпиадники не займут все бюджетные места.

— Кому будут давать сертификаты?

— Вузы принимают решения, какие студенты будут участвовать в сетевых программах. Или вообще все студенты, кто учится на специальности, будут перемещаться, участвовать в сетевых программах. Наши студенты едут в другой вуз, а их студенты могут поехать к нам и поехать куда-то еще, финансирование всех этих перемещений как раз и будет регулироваться через сертификаты. А количество «поехавших» будет регулироваться возможностями университетов и потребностями студентов. Успеваемость будет влиять, наверное, тоже — вот еще один стимул для студента хорошо учиться. Но я думаю, что по мере развития дистанционных форматов образования, вопрос количества вообще отпадет. Я бы сейчас вообще делала ставку на то, чтобы развивать в вузах цифровую образовательную среду. И тогда появление человека из другого вуза будет значительно легче осуществимо.

В какой-то степени раньше вместо сертификатов Минобрнауки действовали гранты, образовательные социальные сертификаты, точечные ректорские стипендии. А для поступающих в лучших вузах существовала «зеленая волна». Это когда при зачислении абитуриентов, чуть-чуть недобравших баллов при поступлении, принимают на платный факультет, но учебу оплачивает сам вуз. В этом году нашумела история с поступлением стобалльника. Он не попал на экономический факультет ВШЭ как раз потому, что там все бюджетные места априорно были заняты олимпиадниками — победителями и призерами ВОШ. Его зачислили на «зеленую волну». Сертификаты должны обратить эксклюзивные истории в общую систему. А в случае с абитурой — уменьшить давление «светлых голов» олимпиадников на бюджет. Цель сертификатов вообще в том, чтобы мотивированный к учебе студент мог поучиться дополнительно в своем или другом университете. Или сразу в нескольких. Но диплом ему выдадут все равно один, причем в том университете, куда поступал студент. В прочих университетах можно будет получать зачеты и даже сдавать экзамены — справка о пройденных курсах и превзойденных дисциплинах будет прилагаться к основному диплому.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28635 от 30 сентября 2021

Заголовок в газете: К другой Альма-матери

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру