Еще три года назад американцев от 85 лет и старше насчитывалось 6,5 миллиона человек, или около двух процентов населения. Тех, кому от 75 до 84-х, — около 15 миллионов, или 4,5 процента населения.
Средний возраст европейцев составляет ныне 42,5 года.
Самое удивительное, что стареют даже традиционно многодетные мусульманские страны, такие как Пакистан, Иран.
Еще немного — и в серебряный возраст войдут дети детей послевоенного бэби-бума, то есть те, кто был рожден в конце 60-х – начале 70-х годов.
«Сорок процентов американцев в возрасте 85 лет и старше страдают болезнью Альцгеймера. Семидесяти процентам тех, кто старше 65, потребуется в определенный момент уход. Мрачная реальность состоит в том, что чем больше людей живут дольше, тем большему количеству их требуется постоянная забота», — говорится в статье.
Кто их будет кормить? На какие деньги лечить?
Пандемия показала, что нынешняя страховая и медицинская системы развитых стран катастрофически не справляются со стремительно дряхлеющим населением. Первыми от вируса погибали как раз пожилые, в Италии, Израиле, Англии, как известно, вымирали целыми домами престарелых. При прочих равных обстоятельствах, медики в Бергамо делали страшный выбор – спасать людей до шестидесяти пяти, и их никто не мог упрекнуть в этом.
Разумеется, эти проблемы не касаются английской королевы Елизаветы Второй (95) или экс-канцлера Германии Ангелы Меркель (67), ни даже самого богатого американского миллиардера Уоррена Баффетта (91) или менее богатого Билла Гейтса (65).
Их содержание покроют налогоплательщики, или они сами заработали себе, причем не только на пенсию.
Но все остальные в самом ближайшем будущем столкнутся, да уже столкнулись, с проблемой ненужности стариков.
Что же делать? Человечество само себя загнало в тупик. Иные увидели выход в пандемии, за последний год коронавирус значительно сократил население Европы и США возраста 65+.
На земле действительно стало очень много людей. Причем за последний век, несмотря на все войны и эпидемии. Хорошее питание, медицина, технологии, младенцы мало умирают, старики долго живут.
В 1900 году на всей планете проживали 1 млрд 656 млн. В 2013 году 7 млрд 162 млн 119 тыс. То есть население земли за последний век увеличилось аж в 7 раз. Ресурсов на всех не хватает.
В конце ХХ века все увидели проблему в перенаселении и пытались бороться именно с ним с помощью искусственного уменьшения рождаемости. Первым эксперимент начал Китай. Если честно, получилось плохо.
Строгие меры контроля рождаемости привели к тому, что теперь женщин в Китае не хватает (семьи рожали мальчиков, кормильцев, а с девочками делали аборты), стариков все больше и больше, они ничего не производят, сидят на шее у работоспособного поколения, которое неукоснительно тоже становится старше. К середине XXI века в Китае количество пенсионеров будет превышать треть от всего населения.
Единственные мальчики в больших семьях становились сокровищами, важными активами, залюбленными и избалованными, короче, полными эгоистами, которые вовсе не спешат сейчас начать жить для других и жениться.
И даже изменения в государственной политике — два ребенка в семье — не вернули статус-кво.
От безнадеги компартия Китая несколько месяцев назад разрешила заводить третьего ребенка, а на этой неделе в стране запретили прерывания беременностей по абсолютно любым причинам, кроме медицинских. Бесполезно: молодые больше и сами не хотят рожать. Детская индустрия в Китае слишком дорога (единственному ребенку стремились давать самое лучшее, за десятилетия «политики одного ребенка» цены на его содержание подскочили до небес), а жить для себя при успешной контрацепции в постиндустриальном мире удобно и комфортно. Но опять же, пока ты молод и здоров.
Заботу о стариках всегда и во все времена оплачивали молодые. Но при этом сегодня сами молодые забыли, что однажды тоже станут старыми. Количество чайлд-фри, по исследованиям американским демографов, составляет от 2% до 9% населения. И такого тоже никогда не было в человеческой истории.
Как пишет «Блумберг», перед администрацией Байдена встал вопрос: если нельзя остановить время, как бы сделать так, чтобы пенсионеры лечили себя сами за свои средства, не залезая в государственный карман.
В идеале, чтобы претендовать на получение бесплатной медицинской помощи, американские обыватели должны доказать, что у них недостаточно денег, чтобы оплачивать лечение самостоятельно. Это создает стимул для пожилых среднего класса быстрее тратить свои активы, чтобы остаток не превышал лимит для получения субсидии.
Большая часть этой государственной поддержки станет оказываться через дома престарелых. Если же семья предпочтет уход на дому, оставить своего старика у себя, то им предложат несколько возможных вариантов, но при этом длинные очереди на получение социальных медицинских услуг гарантированы.
По мере того как население США становится старше, долгосрочный уход за паллиативными больными станет актуальной потребностью семей. Людям станет выгодно отдавать своих престарелых родителей в казенные, но комфортабельные условия.
В России тоже уговаривают рожать, в том числе, чтобы содержать стариков. Правда, уютных домов престарелых у нас нет или пребывание в них стоит несусветных денег.
Зато развернута огромная государственная программа по демографии, власти помогают многодетным семьям, выдают субсидии и маткапитал на ипотеку. Но именно в выдаче материнского капитала и кроется самая большая ловушка — взяв кредит на покупку жилья, люди попадают в долговую кабалу на многие десятилетия и должны ограничиваться рождением только второго ребенка. Что недостаточно для воспроизводства популяции. Если посмотреть на графики выдачи ипотеки, мы видим резкий взлет в начале этого проекта и примерно с 2017-го огромный провал. На третьего ребенка среднестатистическая семья в принципе никогда не решится. Как только государство понижает проценты по ипотеке и повышает сумму материнского капитала, сразу же растет стоимость квадрата жилья.
При этом государство уже закидывает удочки, что долгожданной пенсии для тех, кто до нее доживет, в будущем может и не быть, дети должны самостоятельно кормить своих престарелых родителей, при этом растить собственных детей и тоже платить ипотеку.
Более 40% американцев старше 85 лет страдают болезнью Альцгеймера, и 70% 65-летних, по прогнозам, в какой-то момент будут нуждаться в долгосрочном уходе. Конгресс США активно обсуждает этот вопрос именно сейчас, поскольку он должен быть внесен в планы бюджетных расходов президента Джо Байдена.
В Великобритании премьер-министр Борис Джонсон предложил провести капитальный ремонт системы социального обеспечения страны, финансируемой за счет повышения налогов на британцев на 1,25%. Повышение налогов замедляется, но, по крайней мере, это честное признание связанных с этим затрат и того, что каждый должен будет заплатить.
Россия пока находится на 46-м месте в мире по числу пенсионеров, при том, что в связи с пенсионной реформой процесс ухода на пенсию удалось притормозить на пять лет.
К сожалению, этот процесс необратим и вызван всем ходом развития цивилизации.
Если исключить пандемию, шансы на то, что любой из читающих эту статью доживет до глубокой старости, велики. Но жить долго не обязательно жить хорошо и счастливо. Хотя, конечно, хотелось бы и того, и другого.
И если ничего не изменится, в ближайшие десятилетия нас ждет полная трансформация всего мироустройства, которая станет подчиняться интересам стариков и управляться стариками.