Современный ребенок – чем он отличается от детей, рожденных 10–20 лет, его основные увлечения?
Существует несколько теорий, описывающих социальные и психологические отличия поколений друг от друга. В начале 90-х годов западные историки совместно с психологами обосновали теорию, согласно которой каждые 20 лет молодое поколение людей характеризуется особыми личностными и поведенческими свойствами. То есть изменения определяются в большей степени временным отрезком, а не социальными или другими внешними факторами. Но есть и другие теории, которые говорят о том, что на образ жизни и ценностные ориентации молодых людей влияют политические, экономические и другие факторы, а не время.
Например, сейчас весомую роль играет технологический процесс, в частности появление Интернета, виртуальной и дополненной реальности, стремительное развитие различных научных отраслей: медицины, физики и химии, энергетики, вычислительной техники. Дети могут оперировать такими техническими средствами, которых ранее не было. Благодаря им познание явлений и коммуникация, обмен данными происходит стремительно. Новое устройство мира и средства взаимодействия между людьми влияют на развитие личности ребенка, определяют ценности, убеждения и мотивы, которыми он руководствуется. Безусловно, различия остаются, в силу существующего национального и культурного разнообразия, возрастных потребностей и возможностей. Однако большинство ученых сходятся во мнении, что инновационные изобретения, развитие цифровых и информационных технологий привели к тому, что современные дети могут и хотят получать результат от своих усилий гораздо быстрее, чем представители старшего поколения, они более самостоятельны в поисках, принятии решений, более свободны. Причина этому – наличие инструментов и социальных возможностей для проявления себя. На каждом витке развития цивилизации новое поколение людей расширяет границы своего влияния и контроля ситуации, не так «заскриптованы», как поколения ранее. Определенная доля детей активно пользуются этими благами и достигают успехов, а другие не могут в полной мере воспользоваться культурными достижениями человечества, для них они представляют способ удовлетворения ситуативных желаний и интересов, решения насущных проблем и получения разнообразных впечатлений. Последние становятся зависимыми от технологий и нередко отказываются от возможности полноценной социальной реализации, их отличает склонность к затворничеству и неумение устанавливать прочные социальные связи, поддерживать дружеские, эмоционально теплые отношения со сверстниками и лицами старшего возраста. Их свободный выбор заключается в пользовании благами цивилизации, ведя изолированный образ жизни, не неся бремя ответственности за другого и не имея мотивации для достижения социального успеха или признания. Сегодня такая возможность существует, находясь среди людей, не покидая общества, дистанцироваться от него и, наслаждаясь свободой, заниматься любимым делом для удовольствия.
Хотелось бы, чтобы та свобода, которая сейчас детям доступна, способствовала приобретению знаний о себе, пониманию своих возможностей и ограничений, желаний и целей. Но в этом интенсивном информационном потоке и арсенале возможностей все происходит наоборот. Постоянная активность, быстрый темп, смена картинки приводит к формированию клипового сознания, где дети теряются и не могут разобраться, понять, чем они руководствуются, совершая тот или иной поступок, кем они являются, какие истинные желания они испытывают. Опасность заключается в том, что в итоге у них не получается обрести свою идентичность, выбрать свой профессиональный путь и полноценно раскрыть свой творческий потенциал. Все это приводит к росту депрессий и неврозов в детской популяции, увеличению числа подростков, неудовлетворенных жизнью, ищущих острых впечатлений и склонных к рисковым формам поведения. Родителям следует быть внимательными к эмоциональному состоянию ребенка и в случае возникновения апатии, отсутствия интересов, замкнутости обращаться за помощью к профессионалам, что сегодня можно сделать абсолютно бесплатно, т.к. благодаря национальному проекту «Образование» по всей стране открыты центры психологической помощи, специалисты ведущих научных центров и университетов проводят консультации как в очной, так и в дистанционной форме.
Что делать, если кроме социальных сетей и игр в телефоне больше ничего не интересует ребенка? Стоит ли бить тревогу, и если да, то какой момент считать критическим (когда дитя сколько часов не «отлипает» от смартфона)?
Социальная сеть – это форма общения или получение новых впечатлений, возможность наблюдать за жизнью других с любой долей участия. Гаджет – это игра, легко доступные острые ощущения и эмоции. Современное умное электронное устройство содержит огромное количество разнообразных возможностей и способно оказать сильное сенсорное воздействие: визуальное, в виде картинки, меняющейся и яркой, акустическое, в виде разнообразия звуков, эмоциональное, за счет захватывающего сюжета или события. С его помощью ребенок получает эмоциональное насыщение, которое мало где еще может найти. Именно эту врожденную потребность человека в сенсорном насыщении и эмоциональном разнообразии удовлетворяет гаджет. При этом ребенку не нужно делать ничего сложного. Кроме простой последовательности движений, которую достаточно легко запомнить. У родителей современного ребенка не было в детстве таких гаджетов. И они часто не понимают опасности этой «безобидной» игрушки, которая дает эмоциональное насыщение их ребенку, формируя привычку достигать удовольствия и эмоционального насыщения без необходимости что-либо делать, не совершая никаких усилий. Чаще всего, когда родитель предлагает ребенку телефон, это происходит взамен какой-либо деятельности. В момент, когда им некогда, они хотят сделать ребенка незаметным и перестать тратить на него свое драгоценное время. Гаджет в этом случае помогает им заменить все: общение, игру, рисование, конструирование, физическую активность. Все мы знаем, как быстро родители начинают использовать это при всяком удобном случае. Тут главное не сама частота, а моменты, когда это делают родители. Обычно, когда ребенок устал или ему скучно. Оба этих состояния можно охарактеризовать словом «плохо». Таким образом, очень быстро у ребенка закрепляется привычка при ощущении дискомфорта исправлять ситуацию с помощью гаджета. Умная игрушка становится своеобразной «таблеткой» или средством от усталости, плохого настроения, любого негативного эмоционального состояния. Она заменяет друга и любой вид деятельности, особенно когда привычка выполнять и получать удовольствие от какой-либо деятельности у ребенка не сформировалась.
Другое дело, когда гаджет используется как один из способов организации полезного досуга. Поэтому родителям нужно задавать себе вопросы: как часто и по какому поводу они используют гаджеты? Если, например, дошкольник узнает из мультфильма или развивающей игры что-то новое, отрабатывает навыки рисования или конструирования, это же прекрасно. Ведь не зря команда высококлассных специалистов разрабатывает огромное число развивающих программ, игр и технологий. Другой пример: подросток использует их с целью коммуникации с друзьями в моменты разлуки, что позволяет ему удовлетворить потребность в межличностном общении. А если у него нет друзей, а есть только соцсети в отсутствии живого общения – это уже не очень хорошо. Та же разница между тем, что ребенок ищет около часа в компьютере для того, чтобы найти важную для подготовки к уроку информацию или играет в азартные игры, тратя бесконечно на это время и не получая ничего корме эмоционального насыщения, нередко вплоть до эмоционального истощения. Одним словом, гаджет не должен заменять собой все виды детской деятельности и являться единственным средством социального общения со сверстниками и эмоционального насыщения.
Как привлечь ребенка пользоваться полезными приложениями, а не тратить время на бесполезные игрушки?
Разрешите мне уделить внимание не устранению пагубных привычек, а рассказать о мерах профилактики. Сегодня родитель, каждый раз протягивая ребенку гаджет, должен понять, что в больших дозах он из полезного инструмента превращается в опасное для здоровья ребенка средство, как высококалорийная пища или фаст-фуд, вредно, но вкусно. Чем больше ешь, тем больше хочется. Надо задуматься, что вместо гаджета можно предложить более нужную и результативную для ребенка деятельность или занятие. Подбирайте контент, который вы предлагаете. Он должен быть тщательно продуман и нести в себе какой-то развивающий эффект. Сейчас огромное количество различных приложений, которые дают ребенку пользу. После просмотра кино или мультфильма проговорите с ребенком, что он сейчас увидел, как он это воспринял. Регулярно организуйте семейные беседы и вечера, где обсуждают ценности и традиции, понятия «хорошо» и что «плохо», новый опыт и переживания каждого члена семьи, поддерживают и участвуют в жизни друг друга.
Есть, конечно, и гигиенические нормы. Это достаточно короткие сессии, до 5 минут, когда ребенок раннего возраста, до 15 минут – дошкольник, для ребенка младших классов – 30 минут контента. Больше времени дети не могут статично воспринимать информацию с помощью гаджета. Рекомендации и советы по режиму и правилам использования электронных устройств родители могут получить на портале «Растим детей», созданном в рамках нацпроекта «Образование», а также из других литературных источников, в том числе на сайте Министерства просвещения, информационных порталах для родителей, которые созданы при педагогических и психологических вузах, центрах психолого-педагогической помощи.
Какие новые методики в воспитании сейчас появились с учетом особенностей современной жизни? Что из старых методик вечно, работает до сих пор, а что ни в коем случае нельзя применять?
Все современные методики, которые популярны на данный момент и показывают какую-либо эффективность, основаны на тех научных достижениях, которые были созданы ранее. Если мы говорим про отечественную педагогику, то это Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Людмила Иосифовна Божович, Лев Семенович Выготский, Леонид Абрамович Венгер, Даниил Борисович Эльконин, Александр Владимирович Запорожец, Юлия Борисовна Гиппенрейтер и Людмила Владимировна Петрановская, а также многие другие. Все они сходятся в том, что ребенка можно учить только тому, к чему он готов психофизически. То, что уже у него начинает появляться, может быть закреплено с помощью педагогических технологий и методик. Но если ребенок не зрелый для определенных знаний, то эффекта от методик не будет. Важным является опора на последовательность становления возрастных достижений. Родителям следует помнить, что ребенок – это не маленький взрослый. Родители должны найти для ребенка понятный язык, с учетом возраста и индивидуальных личностных черт, общаться с ним на те темы, которые совпадают с его интересами и возможностями, его горизонтами. В этом случае ребенок будет чувствовать себя успешным. Нужно понять своего ребенка, почувствовать. Это самая сложная родительская работа.
Как выявить талант своего ребенка и развить его? Какие методы раннего выявления существуют?
К сожалению, многие родители заранее точно знают, что интересно и полезно их ребенку, чем он хочет и должен заниматься, какие навыки обязательно нужно развивать, чтобы он стал счастливым. Каждый из них исходит из собственных желаний и убеждений, представлений об окружающем мире. Для того чтобы раскрыть таланты ребенка, родителям надо обладать вниманием, чуткостью и желанием понять его индивидуальность. Что значит сделать его счастливым? А именно – своевременно заметить в нем склонности, т.е. такой род деятельности, который ему приносит удовольствие. То, чем он занимается по собственному желанию и его не надо даже просить об этом, а иногда даже приходится заставлять закончить занятие. Кроме того, на развитие способностей нужно время и знание профессионалов, поэтому лучше находить опытных педагогов, которые поделятся знаниями и научат выполнять ребенка ту или иную деятельность максимально правильно, поддержать его эмоционально и практически. Постепенно ребенок в данном роде деятельности будет себя чувствовать не только комфортно и успешно, но и делать это лучше тех, кому эта деятельность не свойственна и выполняется по принуждению. Получить более подробные адресные советы вы сможете на портале национального проекта «Образование».
Школа сегодня: с какими трудностями сталкиваются дети и как их преодолеть?
Огромный объем информации в школе, безусловно, оказывает влияние на психологическое состояние ребенка. Тот уровень требований, который сегодня предъявляют и родители, и педагоги, очень высокий. Это даже не проблема самих школ, это проблема сегодняшнего дня, перенасыщенность информацией, высокого темпа жизни. У ребенка нет выбора быть более медленным или быстрым, общество требует стремительной реакции и выносливости. Но не все к этому способны. Вторая проблема – это то, что программ достаточно много. Когда школьник меняет образовательную организацию, т.е. переходит из одной школы в другую, ему трудно адаптироваться к новым требованиям и включиться в новый образовательный процесс, не редко требуется дополнительное время и профессиональная помощь педагога. Но на учебных нагрузках в виде большого количества предметов все не заканчивается. Практически все дети во второй половине дня имеют также внеурочные занятия или посещают различные кружки и секции, то есть включены в систему дополнительного образования. Иногда это идет в ущерб здоровью, не всегда эти школьные нагрузки совпадают с психофизическими возможностями и состоянием здоровья ребенка. Каждый ребенок имеет право на 2–3 часа отдыха от учебных нагрузок, чтобы восстановить свои силы, чтобы пообщаться с близкими и друзьями, чтобы понять себя. Призываю родителей и педагогов руководствоваться при планировании дня ребенка утвержденными в стране гигиеническими нормами, ведь они – результат многолетних тщательно проведенных научных исследований.
Какие вопросы чаще всего волнуют современных родителей? Что вы на них отвечаете?
Большинство современных родителей хотят видеть своего ребенка успешным, умным, свободолюбивым, но при этом послушным и сговорчивым. В этом заключается противоречивость родительских ожиданий и неустойчивость воспитательской стратегии. Нередко это приводит к конфликтным отношениям между членами семьи и затрудняет понимание ребенком требований взрослых, провоцирует протестные реакции с его стороны. Мы все реже слышим о том, что родители хотят видеть ответственного и трудолюбивого, порядочного и доброго, нежного и веселого ребенка. Понятно, что экономическая нестабильность заставляет фиксироваться на материальном благополучии при выборе будущей профессии ребенка. Сегодня, общаясь с родителями, разбирая их тревоги и трудности, мы понимаем, что они не всегда понимают, чем руководствуются при принятии решений или выбирая определенный стиль воспитания ребенка, не анализируют, к каким результатам приведет выбранная ими стратегия действий и насколько она подходит их ребенку, его личностным и характерологическим особенностям. Они не всегда знают и могут описать своего ребенка, в связи с этим не могут оказать ему помощь в познании себя. Не влияют на выбор ценностей и мотивов, нравственных ориентиров, не содействуют в выборе друзей или профессионального пути. В итоге, живя под одной крышей с ребенком, родители растят не знакомого им человека, не разделяющего их интересы и помыслы. Хотелось бы, чтобы взрослые для своих детей являлись эмоционально и духовно близкими, значимыми и интересными людьми.
Существует ли время, когда «уже поздно» подружиться с ребенком?
Подружиться – это значит понять, поддержать, протянуть руку и идти вместе. Это никогда не поздно! Какие бы ошибки родители ни совершали, какие бы конфликты ни возникали, любой ребенок нуждается в их принятии и любви. Быть понятым как «хороший» и «уникальный», единственный и незаменимый, т.е. безусловно. Только в этом случае любой человек, а тем более ребенок чувствует себя спокойно, уверенно и может без страха двигаться вперед навстречу новому, получать разнообразный социальный опыт, который необходим для полноценного становления его личности. Это основа семейного воспитания и целостности нашего общества.
Фото: freepik.com