Всероссийские проверочные работы (ВПР), областные и городские, тематические, уровневые и комплексные… А еще входные в начале каждого учебного года, текущие в середине, итоговые (переходные, экзаменационные) в конце. Весна в школах всегда горячая пора, тут вам и активная подготовка старших школьников к ЕГЭ, ОГЭ и ГИА, и подгон материала, если класс почему-то отстает от графика. Поэтому учителя, вообще мало обрадованные появлением в учебном плане такой проверочной работы, как ВПР, просили хотя бы не ставить ее весной. Но и в 2022 году Рособрнадзор назначил проведение ВПР в школах с марта по май.
«Вот что нужно сократить, так это ВПР, — считает Людмила К., учитель русского языка и литературы. — Мало того, что это лишняя нагрузка на детей — ценности или информации не несет никакой, я просто убеждена в этом. С одной стороны, ВПР изобилует сложными заданиями, построенными по олимпиадному принципу, которые порой еще и сформулированы так, что сложно дать однозначный ответ на вопрос. Либо с точки зрения логики равнозначных ответов может быть несколько. А засчитывают как правильный только один ответ.
Работы по русскому языку иногда содержат вопросы, опережающие наш материал по программе на 1–2 класса. Есть разного рода неточности, а то и откровенные ошибки в формулировках вопросов. Работы по литературе… Я не очень хорошо понимаю, как и для чего их составляют. Анализ текстов там как раз очень примитивный. Зато эти тесты ВПР почему-то содержат вопросы на логику, внимание и сообразительность. Мы же не информатику сдаем, в самом деле.
К сказанному еще хочу добавить, что при проверке по балльной системе ВПР проверяющие всегда идут по нижней границе результатов. И не берут в расчет качество ответов на другие вопросы. Например, если ученик блестяще ответил на 10 вопросов и допустил обыкновенную промашку в следующем пункте, ему снижают так же сильно, как ребенку, который выполнял работу спустя рукава. Хотя это не только ВПР, городские работы смотрят так же. У меня порой складывается впечатление, что все работы роботы проверяют. Причем по принципу «чем хуже, тем лучше»…»
На обилие разных контрольных работ и заданий в школах давно жалуются и дети, и их родители. Особенно тяжко приходится заболевшим. Мало того, что дома нужно нагнать материал, который все проходят в классах, и сделать «домашку», по возвращении в школу надо нагонять контрольные.
И если «местные» школьные проверочные еще как-то можно спустить на тормозах, учитель может заменить их каким-то проектом, докладом, то городские и всероссийские ребенок сдать обязан.
— Мы часто болеем как раз в конце учебного года, затяжные риниты, — рассказывает мама шестиклассника Анна Афонина. — Прошлой весной мой сын проболел 5 недель. Когда вышли, у меня был настоящий стресс от количества работ, которые он должен был написать. Кое-как справились, хорошо, что я не работаю. Что делают работающие мамы в таком случае, не представляю…
О кучности проверочных работ в школах можно судить хотя бы по методологическим рекомендациям, составленным и разосланным Минпросвещения и Рособрнадзором. «Проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели», «Не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день».
В общем, не каждый день контрольные писать и даже не каждые 2 недели, спасибо и на этом! Готовиться в классе к «контрошкам» нельзя — значит, снова задания на дом. На этот счет есть такая рекомендация: «Исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения «предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры».
Ответственность за грамотное уменьшение числа «проверочных и оценочных» возложена на Минпросвещения и Рособрнадзор. Их специалисты должны будут провести исследование «с учетом необходимости обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества образования».
Кроме уменьшения избыточного количества контрольных президент призвал чиновников от образования «проанализировать фактический объем учебной и внеучебной нагрузки, которая ложится на школьников» — к этой работе будут причастны и местные исполнительные власти. Путин считает, что надо сократить объем домашних заданий и возобновить в школах полноценную продленку. Где можно и уроки с учителем сделать, и с друзьями пообщаться, и посетить разные кружки. А не тащить гору уроков домой, к уставшим родителям.
Идея хорошая, но из-за пандемии многие родители спешат увести детей из школы сразу после занятий. А дети, конечно, спешат к компьютеру. Предусмотрев и такое течение событий, президент поручил разработать и установить механизм госрегулирования для «оборота информационной продукции для детей», размещаемой в Интернете. И в завершение послания предложил исключить понятие «образовательная услуга» из отечественного законодательства.
О том, можно ли сократить число контрольных работ в школах и какие требуются изменения, «МК» поговорил с председателем комиссии по образованию Мосгордумы, заслуженным учителем России Евгением Бунимовичем:
— Во-первых, хочу отметить странность нашей системы — буквально всем должен заниматься президент. Это неправильно. Область образования — компетенция экспертного сообщества и Рособрнадзора. И количество контрольных тоже. Во-вторых, все дети и родители, конечно, обрадуются. Потому что контрольные никто не любит, хоть без них никуда не денешься.
Затем есть еще два аспекта проблемы. С одной стороны, в школах все-таки присутствует всеобщая паника перед ЕГЭ, ОГЭ и ГИА, перед итоговой аттестацией. И это порочная практика, надо что-то сделать, чтобы этот экзамен был другим. Чтобы проверял не крепость нервной системы, а действительно знания. А то детей уже с 5-го класса начинают готовить к вопросам ЕГЭ, обучать форме ЕГЭ… Это абсурд, школа должна учить детей, а не готовить их несколько лет к экзамену. Это общий порок нашей системы образования, который нужно преодолевать. И, конечно, не количеством контрольных.
А второй аспект этой темы с контрольными — использование дистанта и дополнительных онлайн-платформ обучения Московской электронной школы и т.д. При всех несовершенствах электронных средств это дает учителю огромную возможность без стрессовой ситуации контрольной проверять уровень знаний. Небольшие тесты на ходу, опросы — просто на усвоение материала. Домашние работы так же легко выложить и проверить… Сейчас надо, чтобы специалисты думали об этом. О разнообразии форм контроля, которые не вызывают такого стресса. И школьники прекрасно это все уже освоили, им нравится. А вот учителя, которые, как и мы все, учились еще в прошлом веке, порой проявляют инерцию. Тянет их в прошлый век.
— И ВПР можно сделать электронными? Так хотя бы легко скорректировать вопросы…
— Что касается вот этих пресловутых ВПР — идея проверки и контроля всего и вся и привела к огромному количеству контрольных работ в школах. В этом есть недоверие к учителю как к профессионалу. Гораздо важнее, чем создавать бесконечный надзор, вложиться в учителей. Это гораздо нужнее, чем все ВПР. Желание чиновников держать все и вся под контролем в области образования ничего не дает, кроме лишней нагрузки на детей. Ничего не дает развитию творчества, креативности в школах.
Да и самое главное — надо сначала чему-то научить, а потом проверять. А когда ВПР появились сразу после дистанта… Будем честны: полный дистант для школьников — это не замена полноценного образования, это уже все признали. Так что же мы запускаем эти ВПР, всех пугаем, отнимаем время, ведь к ним теперь готовятся учителя, вместо того чтобы выявить у детей настоящий уровень образования. Какие пробелы возникли, чем надо заняться? Вместо того чтобы дать школам свободы и воздуха, учителям дали ВПР. И опять начинается «дрессировка по-обезьяньи», подготовка к этим тестам вместо нормального обучения.
Понятно, что из-за пандемии была авральная ситуация в стране. Так зачем же начинать контроль, прежде чем в школах могли спокойно разобраться, у кого какие проблемы?
— Как мама, могу подтвердить, что внутришкольные контрольные отличаются от тех, что готовят методисты из ведомств и департаментов. Они лучше…
— Вот и я говорю об этом. Нужно делать ставку на учителей, доверять учителю. Такая чрезмерная форматизация, особенно в области гуманитарных наук, просто не соответствует цели образования. Сама система контроля знаний должна быть другой.