По словам специалистов, тема затрудненной «гендерной самоидентификации» подростков предпочитают замалчивать – и семья, и школа, и даже врачи, чаще всего решающие подобные головоломки вердиктом «социофобия». Именно так произошло с 15-летней школьницей из Самары, которой твердили, что она сама виновата, что не знает, мальчик она или девочка, пока на днях она не свела счеты с жизнью. После этого неудобную тему снова пришлось поднять.
– Девочка наблюдалась у специалистов с 12 лет с диагнозом «социофобия», - рассказывают подростковые психологи, изучившие историю несчастной, увы, лишь постфактум. - В 12 лет она объявила дома и в школе, что на самом деле мальчик и попросила называть себя Элисон. Поддержки у близких девочка, к сожалению, не нашла. Да и одноклассники постоянно издевались над ее внешностью, манерой поведения, «закидонами». В итоге лечащий врач настоял на переводе ее в самарскую школу «семейного типа», по сути, в инклюзивное учебное заведение. Там она познакомилась с 14-летней подругой по несчастью, с аналогичным гендерным расстройством личности. Между девочками возникли отношения, вполне взрослые. А потом ссора – и вот такой трагический финал. Девочка не захотела больше жить, и никто не заметил ее состояния...
Следкомом Самары и области было возбуждено дело по поводу доведения до самоубийства, но за отсутствием подозреваемых его быстро закрыли.
- Есть ли причины, кроме серьезных гормональных и психических нарушений, по которым ребенок может не комфортно чувствовать себя в гендере, доставшимся ему от рождения?
- Да, есть еще другая причина и имя ему, как ни удивительно – подростковый протест. В общем, вполне физиологичное явления, которое вписывается в нормальное развитие юноши или девушки. Предмет протеста интересен: вот девочка заявляет, что она теперь не Таня, а Вася. Точка. И дело тут не в том, что у нее нарушен гормональный фон или есть еще какие-то физиологически отклонения (гермафродитизм, например). Нет, она просто боится стать женщиной, не хочет принимать тот образ зависимой, угнетенной, всем и все обязанной женщины. Часто девочка видит вокруг себя затюканных, уставших, зависимых от мужчин женщин (примером даже может быть собственная мать) и вот этот расклад ее не устраивает. Она внутренне отвергает его. Но в силу возраста еще не представляет, что она может изменить. Ей проще сказать, что она теперь мальчик. Тем более, такие инверсии вполне поддерживает современный кинематограф и подростковые сетевые пространства типа популярных у подростков соцсетей.
- А с мальчиками тогда что?
- Напомню, что мы говорим сейчас о здоровых мальчиках – то есть, не о тех, чье состояние и настроение объясняется гормональными и прочими нарушениями. Если девочками ощущают себя практически здоровые мальчики, то здесь может быть повинен инфантилизм современного мужчины. Мальчик в какой-то момент понимает, что ему не хочется ответственности, серьезности. Куда проще закатить истерику. И это не смешно! Последите и вы убедитесь, что многим современным мужчинам сегодня «легче» настоять на своем истерикой.