Суть дела «Хохлов против Facebook», внешняя, проста и понятна. Слово «хохол» само по себе оскорбительным не является. Так же, как и слово, например, «негр». Но чернокожие на каком-то этапе решили на него обижаться, а украинцы, особенно после 2014 года, решили - а чем мы хуже, и стали обижаться на хохлов.
К тому времени Россия в светлых глазах либералов уже была империей зла, Мордором и Слизерином в одном флаконе. А западные соцсети – это же воины света. Вот тут и началось. В то время, кстати, я с коллегами ставил эксперимент – писал в ФБ нейтральные посты про хохлы на голове, и меня банили. За упоминание ватников, москалей и колорадов – не банили. Тогда это делали вручную – на Украине было подразделение модераторов. Теперь в основном это делают алгоритмы.
Разницы немного – и Дмитрию Хохлову не повезло совсем, с такой-то фамилией. Устав от постоянных банов самого себя и своих подписчиков, футболист подал в суд. Требует прекратить блокировки и 150 миллионов рублей.
Но гораздо важнее суть дела внутренняя. На каком-то этапе соцсети развились до такой степени, что стали писать миру заповеди: что хорошо, что плохо, какие слова можно употреблять, какие нельзя, как себя вести, как должен быть устроен мир.
Конечно, некоторые брыкаются. Больше других – наши государственные СМИ, которым западные интернет-площадки не дают свободы слова. Что неизменно вызывает радость у «прогрессивной» общественности. Но, бывает, достается и «прогрессивным», когда, испугавшись потери Мордора, гиганты индустрии банят оппозицию. И, что удивительно, это вызывает недоумение – а нас-то за что? Ведь вот же заповеди?
Но тут выясняется, что рука рынка хлещет и левых, и правых – не наплевать ей только на доллар. А Марк Цукерберг и вовсе не видел, что там на горе возвышается крест, под ним десяток солдат, и висеть на нем в его планы не входило. И в ФБ, оказывается, есть White List (расистское по нынешним временам название) – список тех, кому можно всё – абсолютно всё, что нельзя рядовым жителям сети. Их не трогают ни модераторы, ни алгоритмы.
Алчные и лживые лицемеры диктуют правила. А вы, дорогие юзеры, добровольно, абсолютно добровольно, согласились подчиняться. Это же так прогрессивно, а главное – удобно.
Удобно – ключевое слово. Это же так удобно – например, расплачиваться телефоном. Ведь ничего страшного в том, что интернет-корпорации будут досконально знать где и что ты предпочитаешь покупать? Это же так удобно - система видеонаблюдения с распознаванием лиц, оплата «лицом». Ведь ничего страшного в том, что будет известен твой маршрут? Можно долго продолжать, но, по большому счету, вы сами добровольно рассказываете о себе всё. Принуждение к определённому типу поведения происходит незаметно. Уже происходит – через контекстную рекламу, рекомендуемые фильмы, статьи и якобы интересные именно вам новости.
Очень незаметно мы оказываемся в дивном мире цифрового фашизма. Завтра кто-то окажется вычеркнут из общества из-за того, что «неправильно» живет – он белый мужчина, у него жена, о ужас, женщина и свой обычным путем сделанный ребенок, он купил мясо и он ни разу не воспользовался электросамокатом. Это только кажется бредом. Не бред ли, что Дмитрий Хохлов вот уже сегодня фамилией не вышел?