В среду в Пермском крае хоронили погибших во время стрельбы в государственном университете. Родственники жертв отказались от общей панихиды. О месте прощания распространяться не стали. Журналистов просили не беспокоить семьи в этот день.
- Пожалуй, хватит уже разговоров, мы устали, больше не хотим, - попросил отец погибшей Екатерины Шакировой. - Очень просим вас не освещать похороны нашей девочки. Пожалуйста, не надо, не приезжайте. Нам и так тяжело.
В пресс-службе Пермского университета подтвердили, что им ничего не известно о дате и месте похорон: «Родители погибших, как мы поняли, не хотели огласки. К нам они не обращались за помощью с похоронами. Мы думали сделать общую панихиду, но на территории вуза проходят следственные действия, поэтому не получится. К тому же близкие погибших все равно не приехали бы».
- Родных погибших можно понять, для них теперь этот вуз ассоциируется с трагедией. Многие слышать не хотят об этом институте, не то, что устраивать там панихиду, - рассказала одна из родственниц погибшей девушки.
Днем у мемориала жертвам трагедии еще собираются люди. В основном приходят студенты. Вечером на этом месте тишина. Десяток охранников ходят вокруг, несколько студентов и пара журналистов, которые уже пакуют вещи, чтобы покинуть город. Никакой массовости и в помине нет. Помимо цветов, свечек и игрушек, во вторник вечером кто-то оставил здесь обложку от диплома.
«Надеемся, оружейный магазин не закроют»
Третий день следственные действия проходят в доме, где жил Тимур Бекмансуров и в университете, где он расстрелял студентов. Во вторник допрос проводили в школе, где учился «стрелок» - на беседу вызывали всех одноклассников и учителей. В оружейный магазина, где Бекмансуров приобрел оружие и патроны, оперативники нагрянули еще раз в среду. В этот же день туда приехала я.
Магазин «Инструмент-оружие» находится на окраине города на трассе. Располагается в здании огромного ангара. Внушительный ассортимент продукции впечатляет.
- Зачем вы к нам все приезжаете, от вас столько проблем, - вздыхает сотрудник на кассе. – Человека, который в тот день продавал товар Бекмансурову нет на месте. Когда будет, не известно. Одним словом, комментарии нам запрещено давать.
- Часто у вас люди покупают за раз 150 патронов?
- Так он же не за один раз купил. Несколько визитов было.
- Все равно многовато.
- Да нет, обычное дело для охотника.
- Вас не смутило, что совсем молодой парень увлекается оружием?
- Как-то не придали этому значение. У него все документы были в полном порядке, по закону мы не имели права ему отказать.
- Вас случайно не собираются закрывать после случившегося? – спросила на прощание.
- Надеемся, не закроют. Мы ведь ничего не нарушали.
«Сдал экзамен по стрельбе с первого раза»
В своем последнем послании в соцсети Тимур Бекмансуров подробно расписал, как получал лицензию на оружие. Вот, что он рассказал про обучение: «Первого апреля пришел в образовательный центр «Олимп» возле стадиона «Динамо». Около 3-4 часов сидел один на один с инструктором, который рассказывал мне то, что я и так знал. После этого мы пошли в тир для пробных стрельб. На следующий день я пришёл на экзамен». По словам Бекмансурова, тест из 150 вопросов он сдал быстро. Экзамен по стрельбе прошёл успешно. Получил сертификат.
Из десяти образовательных программ Бекмансуров выбрал одну - «Подготовка граждан по безопасному обращению с оружием». За курс Бекмансуров заплатил 3000 рублей. Мы отправились в тот самый тир, где Бекмансурову выдали заветную корочку.
Встретили меня здесь не с распростертыми объятиями.
- Я не хочу с вами разговаривать, и директор не хочет, - начала заместитель руководителя центра. – Да, он отзанимался у нас курс и ушел. Больше мы его не видели. Никто его не помнит. Вот вы когда в магазин за колбасой приходите, думаете, продавец вас запоминает? Так и мы с этим Бекмансуровым. Мы его стрелять не учили. Зачем вам это все? Разве ваши статьи что-то изменят?
Отчасти женщина права. Вряд ли она лично запомнила «стрелка», потому что экзамен он проходил совсем в другом месте. Как и написал сам Бекмансуров – «около стадиона «Динамо». Именно там располагается тир, где инструкторы принимают экзамены.
Надо заметить, «стрелок» для своих целей выбирал не шарашкины конторы, а довольно приличные заведения.
- Нет инструктора этого парня здесь, в отпуск ушел, - встретила меня на охране тира, пенсионерка, - А Бекмансурова никто не помнит.
Я поднялась в кабинет директора тира, где помимо руководителя собрались еще два сотрудника.
- К нам следователи не приезжали, никого не допрашивали, да и смысл? Что мы нарушили? Ну пришел к нам Бекмансуров на курсы, позанимался, сдал экзамены, получил право на оружие и ушел, - начал разговор один из собеседников.
- Как он себя вел?
- Да его действительно почти никто не помнит. Поймите, сдать экзамен на получение сертификата - все равно что сдавать на водительские права. Разве вас запоминает инструктор или кто принимал экзамен? Да вас таких сотни проходит. Так и здесь. Огромный поток людей, желающих получить разрешение на оружие.
- Некоторые экзамен по несколько раз сдают, их помнят?
- Бекмансуров все сдал с первого раза. Хотя многие у нас и с седьмого раза не сдают. Но он умный парень, даже слишком. Теорию дистанционно выучил сам, блестяще все знал. Стрелял тоже нормально.
- Странным он не показался?
- Странных мы бы в тир не пустили. Это место повышенной опасности, туда вход разрешен только при наличии справки от психиатра и от терапевта. С этим у Бекмансурова все было в порядке. Вопросов к нему не возникло. Так что если кого и винить в этой истории, то только врачей, которые, возможно, проглядели больного человека.
Понимаете, тут целая цепочка выстраивается. Если бы врачи не выдали справку, он бы не попал к нам. Следовательно, не получил бы разрешение и не купил бы оружие. Круг бы замкнулся. Но если он уже задумал преступление, то скорее всего, совершил бы его, просто каким-то другим способом.
- Как он проходил экзамен?
- Сначала на компьютере прошел тесты, потом стрелял в тире. Все под камерами и в присутствии сотрудника Росгвардии.
- Потом он должен был где-то набить руку, чтобы хорошо стрелять. Не брал дополнительные уроки?
- Ему не нужен был высокий уровень. Он приобрел первичные навыки стрельбы. Для него достаточно. И ружье купил такое, из которого легко стрелять, тренироваться необязательно.
- Вы не спрашивали, зачем ему оружие?
- Тут у всех один ответ – охотники.
- Почему сотрудников оружейного магазина не смутило, что молодой человек покупает сотни патронов?
- Обычное явление для охотника. Многие про запас берут. Купил и положил в сейф на хранение, чтобы лишний раз не гонять в магазин.
- Много к вам молодых ребят приходит?
- Много. Но с Нового года лавочка прикроется. По закону получать лицензию на оружие смогут люди с 21 года. Возможно, поэтому Бекмансуров торопился успеть в этом году все сделать.