И — опять сюрприз. Система лекций может быть упразднена, заменена системой консультаций с небольшим числом обязательных установочных часов по предмету. Мол, отсидел денек-другой в аудитории, как бывало, послушал профессора. И пошел себе на волю по широкому по полю... Ой, то есть пошел свободно консультироваться.
О том, что лекционная система устарела, накануне рассказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. И даже вузы поименовал, готовые — морально и материально — от постоянных лекций отказаться. К эксперименту по внедрению системы консультаций взамен лекционной, по мнению министра, готовы московские МИСиС и Физтех, питерский ИТМО.
Вкупе с новомодными бакалавриатами, магистратурами и наставниками (они же менторы в цеховой системе) новая вузовская реальность все больше напоминает... средневековый университет. Или бурсу, ведь все университеты вышли из духовных заведений.
Как физик и математик, министр может не помнить историю университетов и не думать о том, какие неприятности несли чрезмерные вольности студентам. Драки и пьянки в кабаках, бунты и мятежи — повседневная жизнь средневекового бакалавра. Да что Европа, вспомним-ка Хому Брута и других гоголевских бурсаков. Вечно голодные, вечно пьяные, они то дрались с семинаристами, то «консультировались» с попами-наставниками: те их за свиньями ходить заставляли, а то и вздували, таская за вихры. Бедные бурсаки подрабатывали репетиторством. Все знают, чем для Хомы Брута это закончилось.
Здесь кто-то скажет — хватит ерничать, академическую вузовскую систему давно уже пора менять. Вокруг сплошная цифра, прогресс наступает, онлайновая пандемия (или наоборот) изменила жизнь. А лекции в университетах читают так же, как и 30 лет назад. Иногда и те же самые читают, и — то же самое. Да, разумеется, менять обучение нужно. И межпредметность необходима, особенно знание IT, коммуникабельность, психология, иностранные языки. Проекты, исследовательская деятельность, прямой контакт с работодателями. Да и творчество, индивидуальные, гибкие программы обучения нелишни. Проблема со сменой университетских «настроек» это ведь не только российская — общемировая проблема. Специалисты считают, что многие европейские университеты тоже не идут в ногу со временем. Внедряют в учебные планы не диверсифицированные, а, наоборот, узкие специализации. Например, в Университете Бордо есть логически обоснованный здесь, конечно, но узкий курс «Менеджмент аккредитованного вина и спиртных напитков». На днях англичан, и не только, поразила новость о том, что впервые за обозримую историю Оксфорд и Кембридж не главные. Первое место в рейтинге Good University Guide, традиционно опубликованном The Times, занял шотландский Университет Сент-Эндрюс. Когда такие столпы рушатся, не грех вспомнить, что и в нашем отечестве без малого 300 лет университету...
Но еще в нашем отечестве есть школа. Тоже очень давно. И в смысле свобод тоже почти не изменилась. В отличие от Финляндии, например, где индивидуальный подход к ученику, командность, проекты и прочая гибридность существуют в школьном образовании. И поэтому, вероятно, финские университеты сейчас самые продвинутые из европейских. А наши школы от вузов разительно отличаются как степенью свобод, так и методами донесения информации. Даже сейчас многим первокурсникам переход от школьной обязаловки к студенческой вольнице дается с трудом. Все годы школы, особенно в выпускных 10–11-х классах с неизбежным катарсисом в виде ЕГЭ, у школяра стоят над душой. Папа с мамой, бабушка с няней, когорта репетиторов. Наш школьник и к обычной-то лекционной системе не приспособлен, не знает, как это — учиться самостоятельно. А тут сразу после принудительных галок ЕГЭ ему предлагают воспарить в свободном учебном полете. Большинство 17–18-летних ожидаемо сочтут себя птицей шальною, вольною — и просто начнут прогуливать учебу. И все усилия мам-пап-репетиторов пойдут прахом.
Так что же делать для того, чтобы уйти от устаревшей и неэффективной больше системы, но так, чтобы бывший школьник оставался студентом ХХI века, а не превратился в средневекового бурсака? Наверное, начать надо с более раннего периода обучения, со школы. Реформировать ступенчато, продумывая каждый шаг. Потихоньку действовать, исподволь. Ведь даже Хома Брут боролся с нечистой силой три ночи подряд, а не одну. Ведь даже нечистая сила призвала могущественного Вия к себе не сразу... Иначе вместо прекрасной Панночки на шее у воспарившего студента окажется страшная ведьма. Имя которой — развал системы высшего образования.