Александр Титов, житель Шахт в Ростовской области, смотрел-смотрел на родные дороги и решил: если не я, то кто же? Взял лопату и принялся заделывать ямы – где кусками асфальта, где крошкой, где щебенкой. И так – год за годом отпахал пятилетку. За последний месяц заделал три десятка выбоин. Никому не мешал, водители только «спасибо» говорили – лучше так, чем как после бомбежки. Думал, в администрации тоже оценят – написал об успехах в деле реконструкции дорожного покрытия.
Оценили. Мэр ответил. Молодец, говорит Титов, что неравнодушный такой. Но вот с ремонтом – негоже так делать. А то ведь есть статья за повреждение дорог, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе «путём загрязнения дорожного покрытия посторонними предметами, которые не являются элементами дорожного полотна». И рекомендовал впредь спрашивать на дорожные работы разрешение.
Дадут разрешение, если Титов обратится? Ни в жизнь. Потому что Титов – разрушитель мифов. Например, мифов о том, что «денег нет», что нужна какая-нибудь региональная целевая программа ремонта, а иначе ничего не выйдет. Один человек, подручными средствами, сам, без ансамбля, делает то, что не может сделать власть. Да, я утрирую, дорожные работы не так просты, но суть остается верной. Никакого распила бюджета (а ведь подряд на ремонт не получает абы кто, да и сметы обычно заоблачные). Оказывается, так можно? И если народ это увидит, как власти не испугаться?
А вот из театра в таежном поселке Мотыгино (самый маленький поселок в России со своим драматическим театром) уволили режиссера Дмитрия Туркова. Администрация сказала – не справляется петербургский режиссер со своими обязанностями. А сам он считает, что все дело в театральном сортире - он один, старенький и на улице. Точнее, шумихе, которая поднялась, когда Турков решил собрать деньги на новый туалет, а заодно написал о протекающей крыше, осыпающемся фундаменте и гниющих стенах храма Мельпомены. Народ по всей России проникся и денег собрал не 300 тысяч, как планировалось, а в четыре раза больше.
Но, нельзя. Проблемы в театре, наверняка, не вчера начались. Но разве их можно решать без участия чиновников? Без кучи согласований, писем, запросов, экспертиз, разрешений и прочей цифровизации? Ведь если можно (и как показывает пример Туркова – можно), то зачем нужна эта армия бюрократов?
Это все свежие случаи. Наберите в любом поисковике запрос, например, «власти снесли детскую площадку» - вы удивитесь. Когда уставшие от обещаний граждане что-то делают сами (не Бог весть что, не космодром Восточный, элементарную вещь) – приезжают бульдозеры. Не положено, запрещено, не по регламенту.
Поучительно.
Но если все то, что если и делается, то делается долго, дорого, неэффективно, а может, как выясняется, делаться быстро, дешево и просто, то зачем нужны эти несметные полчища чиновников? И как всегда возникает один и тот же главный вопрос – на кого работают «слуги народа»?
Когда с одной стороны есть зримый результат работы одного простого мужика, за который благодарят люди, а с другой – вызывающие раздражение и недоумение пустые обещания, всё становится слишком очевидным.
От этого им и страшно.