Силой духа и волей к победе наших паралимпийцев нельзя не восхищаться. На их выступления невозможно глядеть без замирания сердца. То, что они демонстрируют в спорте, остается за гранью нашего понимания. Вся их жизнь в вечном преодолении – боли, своей болезни, людских стереотипов и предрассудков, усталости от тренировок, себя, наконец…
22-летняя москвичка Мария Павлова – одна из таких людей. Мастер спорта международного класса, бронзовый призер чемпионата мира, многократный победитель и призер чемпионатов Европы и России по плаванию. В паралимпийской сборной команде России – с 2015 года. На паралимпиаде в Токио Мария проплыла дистанцию в 100 м брассом в классе SB7 (в этой категории соревнуются спортсмены с различными формами инвалидности конечностей и церебральным параличом) за 1 минуту 31,44 секунды и стала абсолютной чемпионкой. Еще одну медаль – бронзовую – она завоевала в комплексном плавании (сначала баттерфляй, потом на спине, брасс и кроль в конце) на дистанции в 200 м, придя к финишу с результатом 2 минуты 48,63 секунды.
– Как относились к нашим спортсменам на Паралимпиаде?
– К нам относились так же, как и к остальным. Негатива я не встречала. Хотя, насколько я знаю, на Олимпийских играх одна из иностранных пловчих вроде бы сказала: «Нейтральных здесь быть не должно». У нас, наоборот, все было прекрасно. Мы не имели права сказать, что мы из России, и когда нас спрашивали, откуда мы, мы отвечали «RPC», даже Russian нам нельзя было называть (Russian Paralympic Committee, Паралимпийский комитет России, – в названии нашей команды использовалась эта аббревиатура, – АВТОР). Но все нас узнавали сразу – «А, Russian Federation!». Но не могу сказать, что из-за этого нам было труднее соревноваться, чем другим спортсменам, я была готова к этому. К тому же, большинство ребят не были новичками в Паралимпийских играх, их уже видели на международной арене, и все прекрасно знают, из какой они страны.
– Учитывая ситуацию вокруг олимпийской сборной, были ли эксцессы у паралимпийской? Вас не третировали?
– Ничего такого не было. Я не знаю, верят ли все остальные спортсмены в этот доклад Макларена (о злоупотреблениях с допингом в российском олимпийском спорте, – АВТОР) или нет. Но, в любом случае, все понимают, что отрицательный результат допинг-пробы дает тебе право выступать дальше.
– Политические скандалы сотрясают мировой спорт. Украинцев за фотографии с российскими коллегами терзают на родине. Как у паралимпийцев с этим?
– Я слышала, что украинским спортсменам вроде бы не разрешили общаться с нашими, хотя в плавании у нас все было нормально. Я не замечала, чтобы моя соперница – украинская пловчиха – косо смотрела на меня. Все готовятся к дистанции, всем важны соревнования, а не какие-то разборки.
– Олимпийцы жаловались на неудобные условия жизни. Какими они показались людям с ОВЗ?
– Было забавно, что мы жили в этих «картонных коробках», мы даже сравнивали себя с котятами в коробке (улыбается). Лично для меня было неудобно, что санузел на четверых, это было непривычно.
– Вы завоевали золотую медаль в плавании. Большая была конкуренция?
– Именно на дистанции 100 м брассом заявочные результаты были очень плотными. Заявочное время 1 мин 33 сек – я так проплыла на чемпионате России, – было у пятерых спортсменов. Потому было непонятно, кто как проплывет.
– Золото было ожидаемо для вас?
– Я, в любом случае, была настроена получить медаль. Я не особо рассчитывала на золото, хотя мне очень этого хотелось. Но я не люблю загадывать заранее, тем более, что на дистанции 100 м брассом, как я уже говорила, можно было ожидать чего угодно.
– Что на ваш взгляд самое сложное в соревнованиях? Как к ним лучше готовиться и как побороть страх?
– Самым сложным в Токио была жара, +35. Первое время жара очень давила, хотя в номерах были кондиционеры. Как лучше готовиться? Следовать своему привычному режиму, не наедаться (хотя там были «шведские столы»)… Быть спокойным и не метаться.
– Паралимпиада вдохновляет и дает стимул к развитию. После аварии нахожусь в коляске, мне очень хочется заняться чем-то и доказать всем, что я тоже могу, но не знаю, что мне по силам. Можете дать совет?
– Надо пробовать себя в разных видах спорта. Во многих городах найдутся люди, которые помогут. У нас в команде существует удивительная взаимная поддержка. Если не плаванье, то это может быть, допустим, стрельба из лука или легкая атлетика. Если бы у меня не задалось в плавании в самом начале, то я бы, возможно, выбрала бы другой спорт.
– Как часто вы тренируетесь?
– Утром я тренируюсь полтора часа в одном бассейне, и вечером два часа в другом. В общей сложности, 9 раз в неделю. И еще три раза я хожу в тренажерный зал.
– Расскажите о себе, с каких лет вы в плавании? И ваши ощущения от Игр?
– В бассейн меня привели родители, когда мне было шесть лет. Но до 13 лет особого рвения я не выказывала, просто тренировалась, но, в основном, училась, ходила в различные кружки. В детстве все зависело от настроения, иногда было тяжело подняться рано утром и поехать на тренировку… А уже после 13 лет мне захотелось много плавать. И в 2014 году я уже впервые отправилась на чемпионат России. Первым международным стартом для меня были игры IWAS (для спортсменов с инвалидностью) в Сочи в 2015 году, затем я успешно выступила на чемпионате Европы и с нетерпением ждала Паралимпийских игр в 2016 году, но не попала. Так что для меня это была первая паралимпиада. Я ощутила весь ее масштаб, это совсем другое, нежели чемпионат Европы. Меня удивило, сколько было вложено средств, я была в полном восторге от происходящего. Я учусь на «спортивном менеджменте» в РАНХиГС, и мне все это было очень интересно. Конечно, мне бы хотелось принять участие и в следующих играх через три года.