Болезнь проходила тяжело. Звягинцев был госпитализирован, находился в Федеральном научно-клиническом центре ФМБА и московской городской больнице им. Давыдовского. Врачи диагностировали девяностопроцентное поражение легких. Затем режиссер был отправлен на лечение в Германию. По словам его близких, сейчас он находится в Ганновере, и у него отрицательные тесты. Как рассказал «МК» друг Андрея, состояние по-прежнему тяжелое, но не настолько, как описывают в СМИ.
Андрей Звягинцев никогда не рассказывает о своей частной жизни - это табу. Он и о кино не особенно любит давать интервью, делает это крайне избирательно. Круг его общения не так широк, поэтому трагические детали происходящего долгое время оставались под завесой тайны. Вот и теперь ближний круг категорически избегает комментариев, ограничивается краткой информацией и некоторыми предположениями.
«Странная история происходит с Андреем, - говорит его коллега. - Она вызывает много вопросов. Андрей болел и лечился в Москве. Казалось, что вылечился. Во всяком случае, ему стало легче. А вот что произошло потом - непонятно. Возможно, что ему стало плохо после прививки. Предполагаю, что решили про ухудшения просто не говорить. Не дай бог, станет известно, что самый известный российский режиссер находится в тяжелейшем состоянии после того, как вакцинировался».
В период локдауна Андрей Звягинцев находился в загородном доме с женой и сыном, продолжал работать. Осень прошлого года он редактировал книгу, посвященную съемкам фильма «Левиафан», за который в 2015 году был удостоен «Золотого глобуса» в США и множества других наград по всему миру, а в России подвергался нападкам, о чем «МК» не раз рассказывал. Но Звягинцев стоял на своем: «Надо открыто и свободно говорить правду о том, что происходит в обществе, либо не говорить вообще. «Левиафан» произрастает из российской почвы. Мне важно было обратить внимание на тему маленького человека, противостоящего молоху государства».
И вот теперь то, как рождался этот фильм, собрали воедино. Звягинцеву задавали вопросы, он на них отвечал, рассказывая про каждый кадр, и таким образом наговорил 30 часов. В результате было написано 400 страниц текста. Книга задумывалась и как пособие для молодых кинематографистов. В дни карантина Андрей как раз занимался ее редактурой, благо высвободилось время. Его постоянно спрашивают о том, готов ли он передать свой уникальный опыт студентам. И во время нашего онлайн-разговора он сказал: «Мастерскую не хочу набирать. Я готов отвечать на вопросы, но учительство - это же не только рассказ о своем опыте, не байки со съемочной площадки, а умение увидеть новые стороны своего студента и их раскрыть. Мастер должен умеривать собственное «я» и дать возможность раскрыться той почке, которая зреет в мировоззрении ученика. Я такую ответственность на себя бы не возложил. Пока есть порох, надо возделывать свою грядку».Сам он поздно пришел в режиссуру, нигде и никогда ей не учился, но ненасытно смотрел шедевры мирового кино, чтобы овладеть профессией.
Весной 2021 года Андрей Звягинцев планировал выйти на съемочную площадку. Пауза в его работе слишком затянулась. Его последний по времени фильм «Нелюбовь» вышел в 2017 году. На свои новые замыслы он не мог найти средства, правда, и проекты были дорогостоящими. Теперь всплывает в памяти его ответ на вопрос, что со всеми нами будет после пандемии. Андрей ответил так: «Я не Павел Глоба, чтобы рассказывать о том, что будет с нами в будущем».