Последний подвиг генерала Зиничева

Глава МЧС России погиб, бросившись на помощь человеку

Бывают смерти случайные, напрасные, героические. В трагедии, произошедшей утром в среду под Норильском, все эти печальные прилагательные сошлись воедино. На учениях спасателей в Арктике погиб глава МЧС России Евгений Зиничев. Погиб в случайной ситуации, но как герой — пытаясь спасти известного кинорежиссера и оператора Александра Мельника. Увы, усилия министра были тщетны: мастера кинокамеры спасти не удалось.

Глава МЧС России погиб, бросившись на помощь человеку
Фото: МЧС России

Фигуры такого масштаба при столь фатальных обстоятельствах в современной России еще не погибали. Губернаторы, региональные чиновники, заместители министров — такое было, но федеральные министры… Да и за советскую эпоху можно вспомнить всего троих: смерть начальника Генштаба Бирюзова в авиакатастрофе под Белградом, гибель главкома Ракетных войск Неделина во время взрыва ракеты на Байконуре и вспоминавшееся совсем недавно самоубийство министра внутренних дел Пуго в день краха ГКЧП в Москве. Уже в Российской Федерации в результате теракта в Северной Осетии погиб вице-премьер Виктор Поляничко. Но именно смерть Зиничева символична во всех отношениях: главный спасатель отдал жизнь за другого человека. Невольно напрашивается сравнение со смертью актера на сцене.

Все произошло на водопаде Китабо-Орон на реке Иркингда. Виктор Зиничев, прибывший в Норильск, во время одного из эпизодов учения в горах увидел, как стоявший рядом режиссер Александр Мельник сорвался со скалы в воду, и не раздумывая бросился ему на помощь. Погибли оба.

Зиничев возглавил МЧС примерно три года назад. Сменил на этом посту Владимира Пучкова, ушедшего в отставку после резонансной трагедии в кемеровской «Зимней вишне». Тогда многие обратили внимание на то, что высокий пост получил выходец из спецслужб, бывший сотрудник Федеральной службы охраны, отвечающей за безопасность высших лиц государства.

Его работа всегда была — спасать. И первых лиц государства. И простых людей в Карабахе, куда ездил лично, чтобы определить объем необходимой помощи. И жителей затопленных наводнением поселков, где ходил по колено в воде, выясняя масштаб бедствия. И последний свой шаг он сделал, бросаясь на помощь человеку.

Организованные в Арктике по инициативе Зиничева учения проходили 7–8 сентября в семи северных регионах России — от Мурманска до Анадыря. Глава МЧС Зиничев лично объявил об их начале в Норильске. В них задействовано шесть тысяч российских специалистов. Сам Зиничев так говорил о них: «На практике будут отработаны вопросы реагирования на чрезвычайные ситуации, характерные именно для арктической зоны». В числе эпизодов учения — ликвидация разлива нефтепродуктов и действия спасателей при аварии на пассажирском судне, аварийная посадка самолета и тушение природного пожара.

Фото: МЧС России

В силу специфики службы в органах Евгений Зиничев до назначения в МЧС был фигурой непубличной. О его образе жизни и характере знали немногие. Тем не менее, как оказалось, многие известные люди его хорошо знали и выразили искренние соболезнования родным и близким.

Министр обороны России Сергей Шойгу, стоявший у истоков создания МЧС, выразил глубокие соболезнования. «Погиб наш товарищ, наш коллега. Погиб как настоящий спасатель, каким он и был в жизни…» — заявил Сергей Шойгу.

Депутат Госдумы, в прошлом наш коллега, журналист «МК» Александр Хинштейн, знавший Евгения Зиничева лично, считает, что гибель главы МЧС — это большая утрата не только для его родных, но и для всей страны, так как масштаб этого человека как государственного деятеля еще не успел раскрыться в полную силу.

— Я могу сказать, что это очень трагическое и страшное во всех смыслах известие, — сказал «МК» Александр Хинштейн, — потому что человек был на самом взлете своей жизни и карьеры. Буквально две недели назад он отметил 55-летний юбилей, был полон планов, замыслов, идей. В прямом смысле горел на работе. Хотел сделать МЧС мощным высокопрофессиональным ведомством, устранив все те проблемы, которые ему достались в наследство. Но я глубоко убежден, что масштаб его личности не ограничивался только этим ведомством. И по своему масштабу, по личным, деловым качествам это был человек, который имел большой талант как государственник. Но этот его масштаб в полной мере не удалось реализовать. Он не успел его даже до конца раскрыть.

По словам Хинштейна, сами обстоятельства гибели главы МЧС очень наглядны, показательны.

— Вот сейчас журналисты спрашивают: почему рядом с ним там никого не было, где находились другие сотрудники? А вот он об этом в тот момент не думал. Были всего доли секунды, мгновения, когда человек принимает решение — последнее в своей жизни и бросается вниз за другим, чтобы спасти его, при этом будучи генералом армии и министром. А это значит, что вот эта готовность к самопожертвованию у него была заложена внутри, на уровне, что называется, автоматизма. Мне кажется, что на такой поступок способны только настоящие герои.

По словам Хинштейна, Евгений Зиничев был на удивление чистым и честным человеком, не испорченным властью и звездами на погонах. Простым, доступным, без пафоса и фанаберии. В его представлении он навсегда останется образцом настоящего русского офицера, для которого понятие «честь» — не просто красивый тост за столом.

По словам депутата, придя в МЧС, Зиничев с ходу начал разгребать доставшиеся ему авгиевы конюшни, искренне переживая за ведомство и его будущее.

«Помню, с каким жаром он делился своими планами, как радовался, когда удавалось добиваться конкретных результатов, — отметил депутат. — Сам старался вылетать на все масштабные чрезвычайные происшествия и чрезвычайные ситуации, погружаясь в мельчайшие детали. Не стеснялся спрашивать у других, если чего-то не понимал. Не боялся говорить открыто, о чем другие молчали».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру