Российским вузам предсказали массовый переход студентов

Это связано с законом о многопрофильном образовании

Весной этого года был принят закон, согласно которому студенты высших и средних учебных заведений смогут за время обучение получить несколько специальностей. Менять направление, факультет или даже учебное заведение можно после второго курса. А поскольку магистратура – это тоже 2 года, в университетской среде нововведение прозвали правилом «2+2+2». Правило начало работать с 1 сентября.

Это связано с законом о многопрофильном образовании

тестовый баннер под заглавное изображение

Если заглянуть в список профессий будущего, а такой перечень не столь давно был составлен в Сколково, то кого и чего мы там только не увидим! Например, IT-генетик или медицинский маркетолог. Проектировщик «умных материалов», цифровой лингвист, инфостилист, продюсер смыслового поля и даже сетевой проповедник. И если нам кажется, что это термины из фантастического фильма, специалисты предупреждают: список разработан вперед на 10-15 лет…

Межпредметность и метапредметность требуют новых образовательных стандартов, гибридных программ обучения. Ведь, помимо основной специализации, почти всем сегодня требуется знание компьютерных технологий и основ программирования, коммуникаций, психология общения, базовые экономический знания и др. Для этого, прежде всего, надо пересмотреть федеральные стандарты обучения (ФГОС) с учетом новых профессиональных требований, не забывая также о реальном положении дел на рынке труда.

Профстандарты в университетах у нас существовали и раньше. Вузы-флагманы, такие, как МГУ, СПбГУ, ВШЭ, национальные исследовательские университеты включали дополнительные и профильные курсы в образовательную систему. Теперь, можно сказать, опыт лучших распространится на всех.

Рассказать об особенностях и перспективах внедрения закона мы попросили директора Института развития образования ВШЭ Ирину Абанкину.

– Что нужно отметить в первую очередь, так это легитимность процесса, который будет сейчас происходить. Без законодательной базы все усилия такого рода раньше натыкались на непроработанность нормативно-правового поля. Поэтому здесь очень важно было опережающим маневром создать правовые рамки того, что внедряется.

Те ребята, которые сейчас уже задумываются об индивидуальных траекториях учебы, формируют самостоятельную учебную программу, выбирая те или другие дисциплины и курсы –– чтобы они не остались без подтверждающих образование документов. Чтобы все изменения были легитимны. А сами студенты тоже будут участвовать в поиске решений.

В отношении готовности учебных заведений речь идет об апробации. У нас был накоплен некоторый опыт сетевого взаимодействия, университеты организовывали так называемые майноры (дополнительные профили обучения для бакалавриата, есть в ВШЭ, МГУ и др.– прим. авт.) Курсы занятий на других факультетах, которые студент имел право выбрать.

У нас есть университеты с собственными стандартами ФГОС, им достаточно просто собраться ученым советом и принять изменения, которые им нужны. Для других университетов с более жесткими рамками принять такие изменения сложнее. Теперь закон вводит их в нормативное поле. А еще, если уж мы говорим о стандартах, очень важно взаимное признание вузами друг друга, система взаимозачетов. Ведь не секрет, что у вузов с более высокими рейтингами и требования выше.

Вообще, для апробации нового еще есть время и срок, переход возможен только через два года обучения.

К «узким местам» нового закона Ирина Всеволодовна отнесла возможность не только переходить со специальности на специальность, с одного факультета на другой, но и переход из одного учебного заведение в другой. Все же зачисление в вузы идет на конкурсной основе, и вдруг спустя 2 года студент решит перейти в более престижный, университет с более высоким рейтингом. А ведь престижные вузы «не резиновые».

Также не совсем ясна система финансирования, ведь обучение на разных специальностях и в разных учебных заведениях и финансируется по-разному, есть понятие «стоимостной группы». Если при переходе студента меняется стоимостная группа, это «создает напряжение».

Поэтому, осознавая всю ценность и важность нового закона, эксперты и ректоры говорят: за два года нужно создать такую нормативно-правовую базу, финансовую структуру, чтобы не поставить под угрозу образование.

Некоторые считают, что учеба сразу в нескольких направлениям позволит получать более глубокие знания. Другие, напротив, опасаются, как бы занятия по системе «2+2+2» не сделали знания поверхностными. Не станет ли студент, «касаясь до всего слегка», менее подкованным, чем студент «узкий»? Не слишком пока понятен и проработан механизм перехода по специальностям, не близким друг другу. А вот со смежными или сквозными дисциплинами ясно – вузы будут создавать укрупненные группы.

«Еще один огромный плюс начинания – соответствие современному рынку труда», – добавляет Ирина Абанкина. Разные компетенции, полученные студентам, дадут ему при устройстве на работу конкурентное преимущество, помогут получить больше знаний и навыков за те же 6 лет, пока длится учеба. Немаловажно и более зрелое право на самоопределение студента спустя 2 года учебы. Ведь в школе, когда дети сдают ЕГЭ, еще довольно сложно определиться с будущей специальностью.

К опасностям учебы по нескольким направлениям можно отнести и возможность переутомления «знаек» и «ботаников». Такие случаи бывали и раньше.

– Я всегда училась очень жадно, – рассказывает 42-летняя программист Марина Сахарова из Салтыковки. – Прочитывала все книги, до которых только могла дотянуться. И учебники тоже, учебник тоже книжка. Я их читала за неделю, как только выдавали школе, от корки до корки. Школу окончила на круглые пятерки, сама поступила на мехмат МГУ.

Но этого мне показалось мало, пошла еще и на философский факультет, вольнослушателем. После полутора лет получила такую перегрузку нервной системы, что пришлось взять академический отпуск на время лечения. Пропустила год. Затем я вернулась, но только на мехмат.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру