Тема итогового сочинения для 11-го класса оказалась взрывоопасной

Вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» может разжечь социальную рознь

Каждый год в декабре ученики выпускных классов школ… Нет, не идут в баню, а пишут итоговое сочинение по литературе для допуска к ЕГЭ. И каждый год дети и родители с трепетом ждут этих самых тем. Накануне Министерство просвещения огласило темы сочинений на 2021/22 учебный год.

Вопрос  «Кому на Руси жить хорошо?» может разжечь социальную рознь

Проверить алгеброй гармонию удавалось не только Сальери. «Сочинения к ЕГЭ» давно уже пишутся по жесткому стандарту и соответствуют выверенному алгоритму.

Вступление должно содержать 70–80 слов и занимать 15% от всего текста. Основная часть сочинения обязана уложиться в 200–250 слов. Причем в такой небольшой объем нужно втиснуть основную идею повествования, добавить развитие темы, подвести литературную аргументацию. И, наконец, следует заключение, эдак слов на 70. В нем необходимо подвести итоги всему написанному. 

Продолжается мероприятие за закрытыми дверями 3 ч. 55 мин. «Потому что если 4 часа, то по закону должны кормить, а так нет», – комментируют эксперты. Если не получилось написать сочинение с первого раза, допустимы две пересдачи. Можно опять попробовать свои силы в апреле и мае.

 В общем, нет творчества на «литературном экзамене», как не было его и раньше. Не удивительно, что критерии оценки итоговой работы: грамотность, уместная аргументация, логика, качество письменной речи не содержат отсыла к креативности. Такое сочинение (экзамен) оценивается в формате «зачет»–«незачет». Но существует нюанс – сочинение прибавляет баллов для поступления в некоторые вузы. Причем если в одном вузе «прокатывает» уже то обстоятельство, что сочинение имеется, в других приемных комиссиях вчитываются. 

Хотя эксперты предупреждают: с каждым годом баллы «за индивидуальные достижения» за сочинение дают все меньше и неохотнее. Например, МГУ, где на гуманитарных факультетах когда-то «стартовали» с 10 баллов, в этом году не начисляли ни одного. Так что особо рассчитывать на баллы за сочинение не стоит.

Сами темы в этом году почти сплошь юбилейные. И если представить, что литература это по-прежнему наука о жизни, а сочинение занятие для души, то раскрывать бы их можно было так.

Тема 1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» – эссе о лихом человеке и превышении скорости на российских дорогах (по Гоголю). 

Тема 2. «Цивилизация и технология: спасение, выбор или трагедия» (приурочена к Году науки) могла бы содержать отсылки к Фаусту и Мастеру. И, через них обоих, к Грете Тунберг.

Третья тема года: «Преступление и наказание: вечная тема» (к 200-летию Достовского) ну да, это вечная тема, конечно. Всё об этом уже написал Достоевский.

Тема 4: «Книга, музыка, спектакль, фильм: про меня» логично интерпретируется как «Ольга Бузова. Моя жизнь в искусстве».

И, наконец, последняя, пятая тема: «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» (к 200-летию поэта и прозаика Николая Некрасова) может содержать отсылки к личной биографии поэта. О том, как певец народного горя, нищеты крестьянской, адепт либерализма 1840 гг., будучи миллионером, скупал имения. Поселился в 8-комнатной квартире на Лиговке, с двумя ватерклозетами, между прочим. Как успешно он метал банк, 83 тысячи однажды выиграл, но умел проигрывать кому нужно. В общем, катался как сыр в масле народный поэт Некрасов, а вот писал о другом. И если чем отличался от нынешних идейных продолжателей, так это талантом…

О том, как готовиться и чего ждать от итогового экзаменационного сочинения рассказывает учитель русского языка и литературы, эксперт по ЕГЭ Мария Кучерова:

– Минпросвещения публикует не темы, а лишь направления для сочинений. Темы дети получают уже на экзамене. В принципе, они почти каждый год одинаковые Единственное, в этом году у всех вызвал гомерический хохот последняя тема «Кому на Руси жить хорошо»… Как бы там оппозиционно настроенные выпускники не написали чего неподобающего. Хотя, я думаю, их еще 35 раз  предупредят, что свои мысли в сочинении отражать не стоит. Да, сочинение по шаблону это неправильно, но стоит воспринимать его как данность.

На самом деле это довольно простой экзамен, и там очень лояльные подходы к оцениванию текста. Для выпускников сочинение первый уверенный шаг к ЕГЭ. Статистика показывает каждый год, что менее 1% выпускников не сдают его. Это такой «домашний» экзамен. Проходит в своей школе, проверяют обычно свои учителя… Чисто психологически, такие «ворота» в ЕГЭ.

Но я все равно советую плотно готовиться по всем направлениям. Читать хотя бы небольшие литературные произведения, чтобы потом использовать их в качестве аргументов. Проходных или непроходных тем для сочинений нет, готовиться надо одинаково тщательно по всем. Каждый словесник, который будет заниматься с ребенком, найдет, куда можно будет вырулить в этом шаблонном тексте. И какие примеры аргументов заранее в копилочку сложить.

Вообще, я положительно отношусь к тому, что ввели сочинение, писать его нужно. И замечательно, что проходит этот экзамен в декабре. Из минусов могу назвать проверку сочинений по шаблонам, что очень сложно применить к литературе. Ведь сочинение – это маленькое художественное произведение. Писать его нужно от души, демонстрировать свой кругозор. Вот когда выпускники пишут мотивационные письма в вузы и излагают, почему хотят учиться именно там, это ведь тоже сочинение. Я знаю, что многие вузы внимательно читают такие письма и очень серьезно к ним относятся. В какой-то степени мотивационные письма заменили собой сочинение по литературе, каким оно должно быть. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28614 от 1 сентября 2021

Заголовок в газете: Будь в теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру