Готовим гениев: «IT куб – это сообщество заинтересованных ребят»

«МК» выяснил, как в Ростове-на-Дону готовят лучших программистов мира

Нацпроект «Образование» направлен на выявление и развитие талантов детей. Одним из ярчайших проектов по этому направлению является создание в России «IT-кубов». Это центры образования школьников по программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Подобно кубам, у которых 6 граней, в центрах «IT-куб» 6 направлений обучения. Проект формирует современную образовательную экосистему, объединяющую компании-лидеров ИТ-рынка, опытных наставников и начинающих разработчиков от 7 до 18 лет. На данный момент в России представлен 71 такой центр, а к 2024 году их станет 340! «МК» пообщался с руководителем центра цифрового образования детей «IT-куб» в Ростове-на-Дону Андреем Малыгиным, чтобы узнать подробнее о проекте и как он работает в регионах.

«МК» выяснил, как в Ростове-на-Дону  готовят лучших программистов мира

Что такое в целом «IT-куб»? Зачем школьникам посещать его?

В первую очередь, IT-куб – это пространство современных информационных технологий, точка притяжения обучающихся, вузов и IT-компаний. Здесь ребята учатся не просто программировать, а могут сделать свой собственный проект и успешно его запустить. Для этого у них есть возможность пообщаться с преподавателями, разработчиками из IT-компаний. Кроме того, все наши обучающиеся могут пользоваться услугами коворкинга для разработки собственных проектов. Таким образом, IT куб – это не просто центр дополнительного образования, это еще и некое сообщество, тусовка заинтересованных ребят.

«IT-куб» - это… Расшифруйте, пожалуйста, что это для вас и что это для учеников проекта.

«IT-куб» – это точка соединения школы, вуза и IT-компаний. Это место, где школьники могут реализовать себя в IT-сфере, вузы получают абитуриентов, а компании – будущих сотрудников. Как известно, IT-сфера – самая молодая, и порог вхождения туда совсем не большой. В моей практике есть несколько примеров, когда десятиклассники уже получали предложения работы от компаний или работали на фрилансе.

Как вы узнали о программе по созданию «IT-кубов» в России?

До работы в IT-кубе я был заместителем директора и учителем в школе города Ростова. Под моим руководством был создан информационный профиль в школе, но все равно чего-то не хватало. Появилась мысль объединить все это в единую систему и организовать сообщество заинтересованных в IT школьников. Первоначально идея была создать систему на базе своей школы, но уже потом поступило предложение сначала поработать, а затем стать руководителем центра цифрового образования детей «IT- куб», который в то время как раз открылся в Ростове-на-Дону в рамках национального проекта «Образование».

Сложно ли создать такой в своем городе? Как в Ростове отнеслись к этой идее?

На мой взгляд, создать такой центр не сложно. Как говорится, было бы желание! И самое главное – хорошая база, где этот центр сможет в полной мере показать свои возможности. Решение об открытии центра цифрового образования «ИТ-куб» на базе Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону было принято в 2019 году. Место было выбрано не случайно, за  85 лет работы Дворца здесь был накоплен серьезный инновационный, методический опыт, имеется сплоченная команда специалистов и педагогов.

Какие программы обучения вы используете? Как их выбирали? Есть ли разница в обучении ребят, уже имеющих навыки и детей-семилеток?

В нашем центре обучение осуществляется по шести основным и двум дополнительным направлениям: Программирование на Python, Мобильная разработка, Разработка VR/AR приложений, Основы программирования на Java, Кибергигиена и работа с большими данными, Программирование роботов, Олимпиадное программирование, Основы искусственного интеллекта. Выбор в первую очень обуславливался потребностью IT-сферы в нашем регионе и наличием преподавателей. Разница в обучении ребят младшего школьного возраста и среднего, безусловно, есть. Ее не может не быть в силу возраста, психологии детей. Для ребят 7 лет очень часто приходится использовать вау-эффект. Ведь вначале пути их нужно заинтересовать, вовлечь в образовательный процесс игровыми технологиями. Старшие дети больше ориентированы на результат.  Для одних это победа на хакатонах, на олимпиадах. Для других – создание собственного стартапа. Наш центр предлагает программы для любого возраста от 7 до 17 лет.

Как привлечь детское внимание к точным наукам и современным технологиям, по вашему мнению?

На мой взгляд, надо дать детям попробовать погрузиться в мир современных технологий. Возможно, сначала это будет нечто поверхностное. Например, сборка робота по готовым инструкциям и его программирование или создание простейшей двухмерной игры вслед за преподавателем. Мы проводим мастер-классы в школах, организуем IT-фестивали, где ребята как раз могут попробовать современные технологии и попытаться сделать свое. Для старших школьников несколько раз в месяц проводим митапы – встречи с представителями IT-компаний, вузов, где в неформальной обстановке у ребят возникает возможность пообщаться с людьми, задать вопросы. В этом году успешно прошла первая летняя профильная смена «IT-Camp», организованная совместно с ООО «КЗ «Ростсельмаш», АНО «ФИРОН», РГЭУ (РИНХ), Южным университетом (ИУБиП), с 14 по 28 июня. В течение 14 дней 30 ребят в возрасте 12–16 лет учились самостоятельно решать задачи в различных областях информационных технологий, расширяли  свои знания в области компьютерной техники, робототехники и компьютерного дизайна, конструирования и программирования, принимали участие в квестах, тренингах, мастер-классах.

Какие занятия больше всего нравятся детям? Нашли ли вы уже среди ребят будущих Илонов Масков? Может быть, есть примеры успешных проектов, сделанных руками юных гениев?

Больше всего ребятам нравятся занятия по созданию VR/AR приложений, программирование роботов. Если говорить о более старшем возрасте, то там лучше всего «заходят» основы промышленного обучения, искусственный интеллект. Мы провели уже два хакатона для школьников, и дети нас просто поразили. Например, за 48 часов команде девятиклассников удалось реализовать сервис Finhelper, который может в реальном времени давать советы пользователям в финансовых вопросах.

Как вам удается оставаться на волне современных тенденций? Например, во многих школах есть информатика, но часто детей учат устаревшим программам, как обучать ребят так, чтобы эти знания им пригодились?

Ответ очень простой – необходимо максимально погружаться в современное IT-сообщество, обмениваться опытом с реальными разработчиками, просматривать последние новости из мира IT. Не секрет, что IT-сфера очень быстро меняется и технологии постоянно развиваются. Поэтому для того чтобы постоянно быть в контексте, надо им просто жить. В школах обычно учителя просто не успевают за этим развитием, они озадачены очень многими вещами помимо обучения детей.

Фотографии предоставлены ФБГОУ ДО ФЦДО

Сюжет:

Новое об образовании

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру