Мир вступил в эпоху «зеленой» революции: каково место России

Станет ли наша страна местом комфортного проживания миллионов людей

Экологическая повестка становится все более фундаментальной, затрагивающей основы жизни современной цивилизации. Это пока понимают далеко не все, в том числе и во власти. По старой, чуть ли не советской привычке «защита окружающей среды» понимается как обеспечение чистоты воды, воздуха, почвы. Ну, еще и сохранение краснокнижных растений и животных. Неслучайно поэтому экология находится на периферии государственного и общественного внимания. Интерес к ней появляется разве что, если случается что-то чрезвычайное, которое не удалось скрыть: разлив нефтепродуктов, протесты против расположившейся под окнами свалки, массовая гибель животных, режим «черного неба», объявленный в каком-нибудь крупном городе, и т.п.

Станет ли наша страна местом комфортного проживания миллионов людей

Конечно, нужно тщательно следить за всеми загрязнениями, которые человеческая деятельность вносит в среду обитания, ужесточая наказания за нарушения установленных предельно допустимых норм. Здесь, в России, непочатый край работы для надзорных органов и общественности. Однако ограничение таким подходом к экологии уже не просто безнадежно устарело, но и ставит под угрозу будущее России как места, где комфортно могут жить сотни миллионов людей.

Дело в том, что в мире — и, прежде всего, в его развитой части — началась «зеленая» революция, которая формирует новые основы хозяйственной деятельности и общественной жизни. Конечно, об уходе от рыночной экономики и демократии речь не идет. Но, как это уже не раз происходило в истории, эти два базовых принципа функционирования любого успешного общества в очередной раз меняют свои формы. Да, это происходит через кризисы и откаты назад (что мы видим и сейчас), но, в конечном счете, такое обновление происходит, принося людям существенно более высокое качество жизни.

Было бы еще одной ошибкой считать, что «зеленая» революция — это только переход на новые, природосберегающие технологии. На самом деле речь идет о глубокой и массовой перестройке мотиваций человеческого поведения, что и становится движущейся силой экономической трансформации.

Когда в 70–80-х годах прошлого века в ряде европейских стран — и прежде всего в Германии — появилось движение «зеленых», на это мало кто обратил внимание. Многим казалось, что это очередные фрики, одержимые оторванной от реальной действительности идеей защиты природы. Но, как оказалось, в той же Германии «зеленые», оформившись в партию, попали в Бундестаг, а один из их лидеров, Йошка Фишер, с 1998 по 2005 годы был министром иностранных дел ФРГ. И сейчас «зеленые» имеют солидную фракцию в парламенте, претендуя на предстоящих в сентябре выборах если не на первое, то уж точно на второе место.

В других крупных европейских странах — Франции, Великобритании, Испании, Италии — «зеленые» политически не столь сильны, но там заметен другой процесс: многие традиционные партии перенимают их идеологию и успешно приходят с ней к власти.

Характерный пример — США. Демократическая партия при Клинтоне, Обаме, а теперь Байдене все более активно выдвигает на первый план проблему изменения климата, что имеет ярко выраженную «зеленую» мотивацию.

Такое изменение политического ландшафта является прямым следствием тектонических сдвигов в поведенческих установках все большей части населения развитых стран. Чем моложе и образованнее человек, тем больше он воспринимает «зеленые» проблемы как жизненно важные лично для него и его семьи. И для этого есть очень много оснований — начиная от каких-то повседневных деталей, связанных, например, с мусором и судьбой близлежащих зеленых насаждений, до глобального потепления, которое аукнется стихийными бедствиями уже для этого поколения.

Конечно, для того чтобы «зеленая» тема стала жизненным убеждением, человек должен решить свои основные материальные проблемы. Именно поэтому экология столь актуальная тема в первую очередь для среднего класса, который в развитых странах составляет, по разным оценкам, не менее половины населения. А в бедных странах «зеленая» проблематика интересует разве что международных экспертов, понимающих ее глобальный характер.

Но вернемся к экономике. Возьмем, например, возобновляемые источники энергии (ВИЭ): ветер, солнце, биотопливо... На сегодняшний день этот сектор не мог бы существовать и развиваться без значительных государственных дотаций. Поэтому сторонники угля, нефти и газа считают, что у них по-прежнему нет конкурентов. Однако надо понимать, что, во-первых, технологии ВИЭ постоянно совершенствуются, и, во-вторых, все большая часть общества готова дотировать этот способ получения энергии ради предотвращения глобальной экологической катастрофы, вызванной выбросами в атмосферу продуктов сгорания традиционных энергоресурсов.

Ровно то же самое мы видим в отношении автомобилей. Можно, конечно, быть скептиком в отношении перспектив электрического транспорта, но тренд очевиден: во многих развитых странах в ближайшие годы прекратится производство машин с двигателями внутреннего сгорания.

А что такое быстрое распространение каршеринга, в том числе и в России? Это колоссальная экономия в добыче невозобновляемых полезных ископаемых — железной руды, алюминия, меди, а также энергии, которая тратится на производство личных автомобилей.

Поэтому в развитых странах под все большим давлением общества, в том числе и через выборы, «зеленая» повестка становится ведущей, часто вопреки примитивным расчетам себестоимости и прибыли. Люди инстинктивно смотрят дальше сиюминутных экономических и финансовых обстоятельств.

Меняется и бытовое поведение. Становится нормой раздельный сбор мусора, который практически полностью утилизируется, становясь, в частности, дорожным покрытием или газом, на котором, как, например, в Стокгольме, ездит общественный транспорт. Люди сами, без всякого внешнего давления, занимаются энергосбережением. В Финляндии уже строят многоквартирные дома, которые полностью обеспечивают себя энергией за счет ветра, солнца и тепла из недр Земли.

Еще раз хочу подчеркнуть: «зеленая» революция началась в умах, и это всячески подталкивает изменения в технологиях. Причем, как и во всяких революциях, события развиваются быстро. У меня, так сложилось, первый планшетный компьютер (IPad) появился всего лишь десять лет назад, до того как он начал продаваться в российских магазинах. Сейчас это весьма распространенный бытовой гаджет. Убежден, что уже ближайшие несколько лет резко ускорят развитие «зеленых» тенденций в развитых странах.

Готова ли к этому Россия, по-прежнему критически зависящая от добычи и экспорта невозобновляемого сырья, спрос на которое в мире скорее рано, чем поздно упадет?

Правительство, судя по некоторым признакам, этой проблемой озаботилось, в частности, создав недавно специальные рабочие группы. Однако важно понимать не только чисто технологический аспект ситуации: как минимизировать ущерб от скорого введения Евросоюзом пограничного «углеродного» налога или как нам стать великой державой за счет производства водорода.

Для того чтобы успешно адаптировать Россию к «зеленой» революции, нужно изменить и поведенческие установки критической массы населения. А это возможно не через пропаганду типа «капля никотина убивает лошадь», а созданием условий для достойной жизни многих, а не только избранных. Человеку, деликатно называемому у нас в официальных документах «малообеспеченным», не до экологии. А у нас, к сожалению, людей, испытывающих нехватку благ и услуг из набора среднего класса, — большинство. По оценкам специалистов, две трети российских семей борются за выживание и только одна треть имеют ресурсы для своего развития. Для успешного включения в «зеленую» революцию эту пропорцию надо изменить как минимум на обратную. Эта задача для своего решения требует очень многих быстрых, но продуманных мер по реформе всех сторон нашей жизни. Тут действительно времени на раскачку нет, иначе не успеем оглянуться, как окажемся на дальней периферии мирового развития.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28611 от 27 августа 2021

Заголовок в газете: «Зеленая» революция на марше

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру