«Для комфорта ребенка важна предсказуемость путешествия. Проговорите с ним заранее о том, чем будет наполнен день, какие у него появятся возможности, опишите последовательность событий. Особенно это касается автопутешествий: вы договариваетесь о том, кто за что отвечает, ребенок получает новый опыт и видит себя активным участником всего происходящего. Отмечайте любое участие ребенка в общих делах, это прекрасная возможность дать почувствовать его значимость, самостоятельность, инициативность.
Возьмите с собой обязательно что-то, чем можно занять малыша. Настольные игры, рисование, раскраски, позиционные игры, пальчиковый театр — вариантов масса. Но для того чтобы эффективно заполнить долгие, скучные моменты в пути, надо учесть возрастные особенности детей. А если путешествуют дети разных возрастов, поможет командное участие. Взрослые объединяются в одну команду с самым маленьким, что дает возможность всем быть вовлеченными в игру.
У каждого возраста своя периодичность остановок. Самым маленьким детям от 1,5 до 3 лет сложно длительное время быть пристегнутыми к креслу в авто или в самолете. Каждые два часа необходимо делать остановку и предоставлять малышу возможность подвигаться, погулять.
В возрастной категории 3–4 года возможность двигаться должна составлять не менее половины времени бодрствования. Внимание неустойчиво — ребенок отвлекается на все. Поэтому они, наверное, самые проблемные пассажиры, которым нужны и пространство, и частые остановки.
К 5 годам внимание становится более стабильным, дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные игры и подвижные (прятки, салочки). Такого ребенка уже спокойно можно брать в поезд или самолет, обеспечив ему на все время полета игры и развлечения из тех, что он предпочитает. Но важно помнить, что в этом возрасте дети еще не способны предсказать, когда они захотят в туалет.
К 6–7 годам у детей увеличиваются объем памяти, словарный запас. Поэтому такие дети могут в пути не только рисовать, играть, раскладывать картинки и др., но и играть в словесные игры типа «угадай кто?», сочинять рассказы, короткие стишки и пр.
Со старшими детьми путешествовать проще, главное — не «грузить» их в дороге чем-то слишком уж полезным, не давить, быть снисходительными и терпеливыми».
Варианты игр
и развлечений
в дорогу
«Самое простое — альбом, фломастеры, книжки с наклейками, аудиопроизведения. Есть готовые наборы «Возьми с собой в дорогу»: около 50 карточек в одном наборе, они многоразовые и на разные темы.
Наборы для оригами на любой возраст. Затем их можно раскрасить, написать пожелания, дарить окружающим, разыгрывать сценки.
Множество дорожных вариантов настольных игр: шашки, скрэббл, монополии, дешифровщик, дабл и т.д.
Головоломки, кубик Рубика, лабиринты и т.д.
Игры на листочках: морской бой, крестики-нолики, бой танчиков. Или вспомнить и зарисовать план местности, в которой вы побывали, а затем сравнить и выяснить, у кого точнее получилось.
Отлично развивают наблюдательность игры «заметь что-то/кого-то на дороге (это может быть предмет, животное, марка или цвет машин, цифры в номерах машин и др.)
Игры в слова расширяют знания, развивают внимание, фантазию, скорость реакции, умение согласовывать действия. Игры в загадки; заготовить их можно заранее или импровизировать.
Известная всем игра в города может быть творчески переосмыслена: можно называть по очереди слова, относящиеся к одной теме (отдых, учеба, праздник). Заодно расширится словарный запас у ребенка. К «словарным» играм относится и подбор рифм к словам, буриме — родителю желательно задействовать свое чувство юмора.
Игры «Контакт» или «Отгадай кто?», пусть даже и с самодельными карточками, развивают речь, скорость реакции, умение согласовывать свои действия.
Конечно, следует учесть, если вы летите в самолете или едете в поезде, — шумные игры могут мешать пассажирам рядом. И надо выбирать менее контактные виды развлечений, если пространство ограничено. Ведь наша родительская задача не только в том, чтобы помочь ребенку преодолеть скуку. Нужно еще и донести до него нормы поведения в разных ситуациях.
Наверное, многие наблюдали в пути неуправляемых детей или родителей с синдромом «я же мать» и ответную агрессию пассажиров. Помощь в путешествии детям не означает позволять им абсолютно все и глушить реакции окружающих (или наоборот). Необходима чуткая настройка родителя на эмоциональное состояние ребенка. Иногда ребенок ведет себя шумно потому, что он хочет спать, есть, ему нужно в туалет, но ни понять свои потребности, ни выразить их ребенок еще не может».