Погибший при спасении российских альпинистов пилот был легендой Памира

О Сергее Тютине рассказали его коллеги, друзья и знакомые

Шесть российских альпинистов, спасенных в горах Памира, доставили в пятницу из Ванча в Душанбе. Один из восходителей, 33-летний Александр Маслов, 26 июля пропал без вести. Под ним внезапно обрушился снежный карниз. Он сорвался с обрыва. Тело альпиниста до сих пор не найдено. Вертолет Ми-8 погранслужбы Таджикистана, который 4 августа отправился на аварийно-спасательную операцию, потерпел крушение. Пилот Сергей Тютин, который сделал все возможное, чтобы сбросить альпинистам спасательное оборудование, снаряжение и провизию, погиб. О пилоте-ассе, легенде Памира, рассказали «МК» его коллеги, друзья и знакомые.

О Сергее Тютине рассказали его коллеги, друзья и знакомые
Сергей Тютин

Группа российских альпинистов под руководством Дениса Осина, совершала восхождение на вершину Сент-Экзюпери на Центральном Памире. Выбранный ими маршрут, относился к высшей, шестой категории сложности.

26 июля группа шла по гребню, когда один из восходителей, 33-летний Александр Маслов, сорвался с обрыва. Это случилось в районе ледника Федченко, на высоте 6026 метров. Внезапно обрушился снежный карниз, на котором стоял альпинист.

В турклубе МГУ нам сообщили, что группа состояла из опытных альпинистов. Руководитель, Денис Осин, ранее преподавал на мехмате МГУ, сейчас живет и работает в Америке, в штате Теннесси. Александр Маслов закончил юридический факультет МГУ и аспирантуру, работал в солидной юридической компании.

Сергей Тютин и его ученик Хусрав Ахмедов

После того, как Саша Маслов сорвался с обрыва, члены группы пытались своими силами найти его, но тщетно. Через два дня, 28 июля, они подали сигнал о помощи, после чего связь с ними оборвалась.

Утром 4 августа, в спасательной операции был задействован вертолет Ми-8, который в районе кишлака Пойи Мазор в Горно-Бадахшанской автономной области, недалеко от ледников Федченко, Кашолаях и Медвежий, потерпел крушение.

Нам удалось поговорить с главой Совета по развитию туризма Таджикистана Давлатом Хабибовым, который был на борту.

— Мы сбрасывали груз для группы турклуба МГУ, которая совершала восхождение и была вынуждена сойти с маршрута из-за несчастного случая с одним из альпинистов. Поисковая служба Совета по развитию туризма Таджикистана оказывала содействие в поиске пропавшего без вести Александра Маслова. 4 августа мы на вертолете доставляли группе необходимое оборудование, снаряжение и провизию.

— На какую высоту поднялся вертолет?

— Палатка альпинистов стояла на высоте 5700 метров. Мы сбросили им 4 посылки. Расстояние от вертолета до палатки было примерно 50-100 метров. Когда стали уходить, при развороте, вертолет задел гору, мы начали падать. Это было примерно в 12.10. Удар о землю пришелся на левый борт, на кабину пилотов. Вертолет перевернулся. Пилот Сергей Тютин погиб. На борту были еще два члена экипажа и мы, два пассажира, представители туркомпании. Серьезно травмирован никто больше не был. Поэтому мы сами вместе с шестью российскими альпинистами за два дня смогли спуститься вниз. Потом другим бортом погранслужбы Таджикистана долетели до поселка Ванч, откуда стартовали альпинисты, и уже оттуда — в Душанбе.

Памир Фото: Акмал Усманов

Все сейчас скорбят о погибшем пилоте Сергее Тютине, которого хорошо знали на Памире. 

— Мне довелось с ним летать в самую, казалось бы, нелетную погоду в Хорог. Он расположен на высоте 2200 метров над уровнем моря, откуда рукой подать до Афганистана, — говорит Шоиста Азизбекова. — Те, кто был на Памире, знают, что это героизм, по-другому не назовешь. Сергею Тютину многие памирцы обязаны жизнью.  Он многих вывез, спас, доставил в больницу, когда их жизнь весела на волоске, а сам теперь погиб. Для меня это новость стала шоком. Низкий поклон этому замечательному человеку. 

Те, кто знал Сергея Тютина, говорят, что он знал все ущелья на Памире, откуда, какой дует ветер, летал и на предельно малых высотах, и в облаках.  

— Это был настоящий пилот-асс, — говорит Алишер Примкулов. — У него у одного из немногих был допуск на полеты на большие высоты на Памире. Летом прошлого года он совершил около 40 полетов на поляну Москвина, возил грузы для строительства нового альплагеря. Это высота 4300 метров над уровнем моря. Когда я первый раз увидел, как его вертолет взлетает с поляны по-самолетному, с разбега по грунтовке, был немало удивлен, но потом мне объяснили, что именно так и взлетают в подобных условиях вертолетчики.

Фото: Алишер Примкулов

Друзья говорят, что Сергей Тютин был и супер-профессионалом, и очень душевным, коммуникабельным человеком.

— Мы с Сергеем познакомились на одном из наших международных проектов, где он с экипажем выполнял серию сложных полетов по переброске оборудования и людей на высокогорное озеро Сарез, на Памире, — рассказывает Акмал Усманов. — Мы с ним ровесники, люди одного поколения, которые любят свой старый Душанбе и Таджикистан! Это нас и сблизило. Я занимаюсь фотографией (Акмал имеет ряд престижных наград в различных конкурсах, в том числе и «The Best of Russia» – Авт.). Сергей старался показать мне интересные места, а я фотографировал... Про горы и небо он знал все. Мы с ним летали на пик Коммунизма (ныне пик Исмоила Сомони), на поляну Москвина. Полет был сложный. Было всего 15-20 минут чтобы проскочить печально знаменитые адские ворота, коридор над ледником Фортамбек, ситуация была — или пан, или пропал… Проскочили! На озеро Сарез мы летели груженные по самое не хочу. Дороги туда нет, везли с собой все, начиная от бензина для катеров, заканчивая спичками и макаронами. Сергей Тютин садился на площадку, на которую никто, кроме него, не мог сесть.

Фото: Алишер Примкулов

— Его считали везунчиком?

— Это следовало из истории, которые он рассказывал. Я с ним тоже пару-тройку раз бывал в очень сложных ситуациях, когда даже атеисты вспоминали Бога! Вы посмотрите информацию про поляну Москвина, три года назад там разбился вертолет с опытным экипажем и группа альпинистов. Вертолет Ми-8, на котором мы летели, был старенький, но все еще крепкий, построенный в 1974 году, еще при Брежневе. Памирские маршруты вообще считаются одними из самых сложных в мире. Например, чтобы вылететь из Душанбе в столицу Горно-Бадахшанской автономной области Хорог, погоду можно было ждать по несколько недель. Люди приходили в аэропорт с билетами, ждали, уходили, снова приходили на следующий день. Это Памир... Когда мы с Сергеем летели из Рушана (район Памира), он преодолел горный перевал, который кроме него никто не мог преодолеть. Да, его работа — это каждодневный осознанный риск, плюс, опыт, конечно, и надежная техника, но и большая доля везения, очень большая.

— Многие уехали из Таджикистана, а Сергей Тютин остался.   

— Он окончил школу в Душанбе, всю жизнь жил в этом городе, был последним из Могикан! В Таджикистане у него была любимая работа и горы. Ему было 64, но, несмотря на возраст, он продолжал летать, учил молодежь! Жил в Душанбе в районе старого аэропорта, приезжал на работу на стареньком велосипеде.

— Делился с вами своими планами на будущее?

— Сергей хотел испытывать в условиях высокогорья новейшие российские вертолеты, обращался в Госкорпорацию вертолеты России, но ответа пока не получил. Перед отъездом в Москву мы обговаривали с ним планы полетов на август, хотели совершить серию полетов по труднодоступным местам Памира, но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает... Я много снимал на Памире. Сергей оставлял комментарии к моим снимкам. Недавно я подарил ему фотографию его вертолета над рекой Ирх, впадающей в озеро Сарез.

Озеро Сарез Фото: Акмал Усманов

Бахриддин Исамутдинов, в свою очередь, рассказывает, что Сергей Тютин обладал даром располагать к себе людей. Только завязывалась беседа, а у человека было ощущение, что он знаком с пилотом сто лет. Бахриддин вспоминает, как по возвращению в Душанбе, после сложного перелета из-под пика Сомони (пика Коммунизма), они сидели у вертолета в ожидании машины. Сергей Тютин достал из рюкзака пластиковую бутылку, налил в пиалку самодельного вина нового урожая. Попросил оценить напиток. Угощал каждого. Он вообще любил всем делиться.

— Не часто встречаются люди с такой открытой душой и сердцем. Мы были знакомы всего два дня, но я реально проникся к нему, — говорит Бахриддин.

Коллеги рассказывают, что Сергей Тютин был хорошим наставником, воспитал много учеников. Относился ко многим, как сыновьям.

— В 2017 году по распределению Министерства обороны меня направили в Отдельную авиационную Эскадрилью ПВ ГКНБ РТ. С первых трудовых дней я чувствовал поддержку Сергея Владимировича: при сдаче зачетов, во время учебных полетов, — рассказывает один из его учеников Хусрав Ахмедов. — Он был для меня не только профессиональным наставником, но и верным другом, в котором я чувствовал родственную душу. При выполнение боевых полетов, когда во главе экипажа был Сергей Владимирович, я был спокоен, чувствовал себя уверенно, так как знал, что мы — в тандеме. Командир борта знал все нюансы: аэродинамику полета, нагруженность при различных режимах, в том числе при форсмажорных погодных условиях. Он знал горную местность Таджикистана как свои пять пальцев, и, зачастую, мог ориентироваться во время полета без GPS.

Сергей Тютин. Фото: Акмал Усманов

Пролетая над различными участками местности, он рассказывал мне их историю. Помню, однажды, когда мы пролетали над территорией между селениями Джиргиталь и поляной Москвина, он мне рассказал, что там лавина накрыла целое поселение. И попросил прочитать молитву во время полета. Когда я сказал «Аминь», Сергей Владимирович тоже повторил «Аминь», заметив потом: «Здесь злые горы, которые манят к себе...» Я всегда буду помнить эти многочисленные истории Тютина и следовать его наставлениям, которые были не только чисто профессиональные, но и житейские. Человек жив пока его помнят. Сергей Владимирович всегда будет в моем сердце.

—У него были дети?

— У него сын пошел по его стопам, работает сейчас в «Аэрофлоте». Он мне часто показывал, как его сын поет песни, очень гордился им. Сергей Владимирович часто присылал мне различные ролики. Буквально за пару дней до трагедии отправил видео с песней Николая Анисимова «Я Ми-8». Там есть строки: «Не участвую в парадах, что мне думать о наградах. На пределе на износе. Я, Ми-8» Они так созвучны с судьбой моего дорогого наставника.   

Между тем, российские альпинисты сейчас находятся под наблюдением врачей. Скоро они должны прилететь в Москву. В турклубе МГУ сообщили, что маршрут у них был рассчитан на 27 дней. Обратные билеты из Душанбе в Москву у них были на 12 августа. Но вполне возможно, что они поменяют билеты на более раннюю дату. Поиски тела Александра Маслова продолжаются. Также решается вопрос по транспортировке тела погибшего пилота Сергея Тютина в Душанбе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру