В семье Тепляковых семеро детей, причем не только Алиса (сейчас ей исполнилось 9 лет), но и другие ребята с пеленок проявляют уникальные способности к обучению. Родители никого из них не отправляли в школу, оформили домашнее обучение по собственной методике. Отец Алисы Евгений Тепляков, сам выпускник психфака МГУ, официально работает воспитателем семейного детского сада и получает за это зарплату. Алиса – старшая из детей, а её брат по имени Хеймдалль тоже вундеркинд – в семь лет сдал ОГЭ.
Алиса была зарегистрирована как самая юная третьеклассница, самая юная выпускница 9 класса и самая юная девочка, освоившая программу 11 класса. Евгений Тепляков рассказывает, что в среднем его дети тратят на обучение в день по три-четыре часа, и «четверть этого времени, может быть, треть, а если скоро экзамен, то две трети времени отданы чтению учебной и научно-популярной литературы. А там уже начинается наша работа – понять, что ребенок не понял, почему и как объяснить». Дети Тепляковых не ходят не только в школу, но также ни в какие секции и кружки, однако, по словам отца, гуляют на детских площадках и там общаются со сверстниками.
Что касается возможного поступления Алисы на психфак МГУ, то по результатам сдачи ДВИ (вступительного испытания) она получила 48 баллов из 100. К ним будут приплюсованы ее баллы по ЕГЭ. Отец девочки утверждает: «Это прекрасно сданный экзамен. И не только для восьми лет. Четверть тех, кто подал документ в МГУ, сдали его хуже Алисы. МГУ подтвердил, что с ее баллами можно поступать и учиться. Мы получили право зачислиться – мы зачислимся. Стоимость обучения общеизвестна, не на бюджет, так на контракт».
Евгений Тепляков рассказал «МК» о том, как живет его дочь-вундеркинд.
- С каких лет вы начали заниматься с Алисой? С каких лет она начала читать?
- Складывать буквы и читать слова она начала с трех лет. Сами буквы она знала в полтора годика, но до трех у нее не получалось читать. Школьная программа начинается с изучения букв, цифр, цветов и форм. И это все ребенок может узнать с очень раннего возраста. И когда школьная программа в России четвертого класса заканчивается тем, что ребенку говорят, что бывает числа больше тысячи, а ему уже 11-12 лет, то не кажется ли, что он это мог узнать гораздо раньше? Получается, что дети сидят в школе по возрасту, но чем они там занимаются, не понятно, проблема в том, что им некуда двигаться вперед.
– На чем вы делаете акцент в развитии ваших детей?
– Чтение – это главное. Читать нужно много и с удовольствием.
– Какие книги читает Алиса?
– Она читает все. Но больше всего любит сказки, какие-нибудь волшебные истории. Она читала и Достоевского, и Грибоедова «Горе от ума», и «Отцы и дети» Тургенева. Гоголя многое читала. Она не читала произведения, которые меня бесят, – например, «Войну и мир». Я не люблю Толстого, я люблю Достоевского.
– Алиса общается со сверстниками?
– Конечно, она общается со всеми детьми, с которыми встречается во дворе, на детских площадках. У нее много младших братьев и сестер, она старшая в нашей семье. И ей нравится их «строить», управлять ими. Ей нравится быть главной. Алиса хорошо умеет играть и с детьми младше ее, и с теми, кто старше ее. У нее есть подружки во дворе, которые учатся в 3-4 классах, но их же не «построишь».
– Какой вы видите ее учебу в МГУ? Как она будет общаться со взрослыми студентами?
– Нужно отделять мух от котлет. Образование отдельно, общение – отдельно. Не надо смешивать одно с другим. Учеба для нее – по возрасту. Она играет со сверстниками, и, естественно, с 20-летними дядями и тетями в университете ей говорить не о чем, они с ней в прятки играть не будут. Она там будет учиться, а не контакты налаживать.
Хочу напомнить, что в Белоруссии, в Украине, Казахстане и Узбекистане дети идут в школу с 6 лет, в Прибалтике вообще с пяти. У китайцев, например, в садике ребенка с трех лет начинают учить иероглифам. Они их пишут, прописывают. И в младших группах у них уже есть учебники. И известно, что по рейтингу международных сопоставлений у китайцев самое лучшее в мире образование. В России же средний возраст первоклассника – 7 лет и 4 месяца.
Необходимо «пробить» систему образования и бесконечных логопедов-психологов с их установкой: «Все вундеркинды плохо кончат», «Ну и что, что он читает, ему рано в школу!», «По возрасту с семи», и так далее. Сотни тысяч детей останавливаются. Наша история в том, что мы не остановились, но нас постоянно задерживала система в получении образования.
Заместитель декана по учебной работе факультета психологии МГУ Артем Ковалев поделился с «МК» своим видением возможной будущей учебы Алисы:
– Средний возраст поступающих на специалитет факультета психологии – 17 лет. Иногда встречаются абитуриенты в возрасте 15-16 лет, но это, скорее, исключение. Абитуриентов в возрасте 9 лет никогда прежде не было.
– Какие шансы у Алисы поступить на бюджет и какие — на платный курс?
– В настоящее время мы ожидаем появление конкурсных списков абитуриентов. Если опираться на данные прошлых лет, то суммы баллов Алисы скорее недостаточно для прохождения на бюджет, однако каждый год конкурсная ситуация определяется в последние дни подачи согласий на зачисление.
– Предположим, она поступает. Как технически будет осуществляться для нее учебный процесс?
– Студенты и сотрудники факультета психологии отличаются эмпатией и толерантностью. В этом отношении взаимодействие Алисы с ними будет для нее комфортным. Технические особенности организации учебного процесса в случае поступления Алисы будут отвечать конкретным запросам с ее стороны, если таковые поступят.
Мы поинтересовались мнением на этот счет профессора МГППУ, кандидата психологических наук Виктории Юркевич, которая специализируется на одаренных детях:
– Вообще, брать ребенка, по сути, младшего школьника, на факультет психологии - это, я бы сказала, забавно. Будущему психологу нужны не столько знания, сколько душевный, человеческий опыт. Что касается ее социализации, то эту задачу нужно решать не в университете. Социализировать ребенка среди взрослых юношей и девушек нельзя, да и не нужно. Социализацию надо вести в системе ее интересов, то есть, в системе дополнительного образования: в каких-то кружках, секциях, Домах творчества. Не страшно, если дети, с которыми она будет вместе в этой системе заниматься, будут на 3-4 года постарше ее.
– А после университета, сможет ли, по сути, 14-летний подросток работать психологом?
– Она не сможет не из-за того, что у нее будет недостаточно знаний, их-то как раз может быть достаточно. Для работы психолога, главное, необходим развитый эмоциональный и социальный интеллект. Да и умственный интеллект должен быть достаточно высоким. А у Алисы, судя по словам ее отца, ярко развитой пока что является, прежде всего, ее память.
– Какие опасности могут ожидать сверходаренных детей в будущем?
– К большому сожалению, при всем моем уважении к этой семье, опасностей много, главная из них – что Алиса «застрянет» в ситуации своей исключительной памяти и будет получать только знания. А сейчас нужны не столько знания, сколько умение с ними работать. Необходимо критическое мышление, креативность, коллаборация – умение сотрудничать с людьми, коммуникативность. Если об этих вещах не позаботиться, будет как с другими вундеркиндами – по грустной формуле: «Будущее вундеркинда – в его прошлом».
– В семье Тепляковых не только одна Алиса одаренная. Дело в их особой методике раннего развития?
– Может быть, и метод действует, который, возможно, заключается в хорошей мотивации, при этом ничего лишнего они не «впихивают» в детей. Вероятно, занимаются с каждым ребенком, исходя из его индивидуальных способностей. Кроме того, несомненно, они хорошо используют методики, направленные на развитие памяти и усвоение знаний ребенком. Главное - надо помнить, что любое обучение не может быть целью развития ребенка, это всего лишь средство развить ребенка, причем всесторонне, и подготовить его к интересной, яркой жизни.