В день профессионального праздника работников торговли, рассказываем, что кому, где и как продают промышленные предприятия столицы.
Торгуют все!
Московские промышленники сегодня – не просто производители. Они действуют как полноправные участники торговых отношений, работают с оптовыми закупщиками и развивают собственные точки продаж, расширяют экспортную деятельность.
«Доля Москвы в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта России за пять лет выросла с 16,1% до 24,8%. Таких показателей удалось достигнуть благодаря развитию высокотехнологичных предприятий в столице, а также действующим мерам поддержки для компаний-экспортеров. Так, в 2020 году столичные товары экспортировали в 183 страны мира, это на 20 стран больше, чем в 2015 году. Среди новых рынков сбыта - Буркина-Фасо, Андорра, Каймановы острова, Коста-Рика, Ямайка, Барбадос, Багамские острова и Новая Каледония», – рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Все эти показатели – свидетельство высокой внешнеторговой активности московских предприятий, и их готовности инвестировать в решение экспортных задач.
Столичные компании поставляют за рубеж различную продукцию: от высокотехнологичного оборудования до продуктов питания. Например, очень любят за границей московское мороженое – его экспорт растет на протяжении последних пяти лет. В 2020 году поставки замороженного десерта столичного производства увеличились на 25,5% по сравнению с 2019 годом – до 29,65 млн долларов США, в натуральном выражении это 12,7 тысячи тонн.
В структуре промышленного экспорта лидирует механическое оборудование и техника, которые особенно охотно приобретаются, например, Китаем. Значительны объемы экспорта техники и компьютеров, автотехники, продукции химических предприятий и различной коммуникационной аппаратуры. Только в 2020 году Москва поставила за рубеж телекоммуникационное оборудование на сумму в почти 270 млн долларов США – это более 70% от общероссийского объема экспорта по этой товарной категории.
«Москва делает серьезный упор на рост несырьевого неэнергетического экспорта, ведь соответствующие задачи поставлены перед регионами страны национальным проектом «Международная кооперация и экспорт». К 2030 году он предусматривает увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров на 70 % по сравнению с показателем 2020 года. Москва успешно с этим справляется, и ее предприятия, многие не без поддержки столичных властей, продолжают расширять свое присутствие на международном рынке», – отметил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.
Всего и много
Между тем, московских промышленников интересуют не только внешние рынки. Они успешно развивают торговлю и внутри страны: от Москвы до самых отдаленных регионов, от небольших магазинов при производствах до федеральных торговых сетей.
Так, любимые сладости кондитерско-булочного комбината «Черемушки» можно приобрести в фирменном магазине предприятия на улице Наметкина. Здесь всегда самые свежие торты и пирожные, в том числе – легендарный торт «Чародейка».
Продукция косметической фабрики «Свобода» – в ее фирменном магазине при производстве на улице Вятская. Это уходовая и декоративная косметика, мыло, продукция для волос, тела и лица, пены, шампуни и кремы для мужчин и даже особо нежные средства для маленьких детей.
Вкусный квас, пиво, сок, лимонады и многое другое можно приобрести в сети фирменных торговых точек «Очаково». Она начиналась всего с четырех магазинов при заводах компании, теперь их намного больше. Здесь всегда большой выбор и доступные цены, а информацию о любом продукте можно получить прямо у продавцов.
Это лишь малая часть магазинов столичных заводов и фабрик. Все перечислить мы, наверно, и не сможем, но готовы рассказать о некоторых из них.
Из первых рук
Приходя в продуктовый магазин, потребитель ждет от товара качества, свежести, а в идеале – еще и невысокой цены. Именно поэтому многие покупатели отдают предпочтение торговым павильонам при заводах, где хлеб, молоко или конфеты попадают на прилавок, что называется «из первых рук».
Такой магазин в 2015 году открылся на территории Лианозовского молочного комбината – одного из московских предприятий компании «Вимм-Билль-Данн», работающей в составе компании PepsiCo.
Здесь можно купить молочные продукты, сыры, соки и детское питание. Все реализуется по цене более низкой чем в продуктовых сетях, а иногда со значительной скидкой. Поэтому и спрос вырос очень быстро: специально «за молочкой» сюда стали приезжать не только жители района, но и москвичи из других концов города.
Чтобы купить продукцию могли все желающие, неподалеку от Лианозовского молочного комбината открыли еще одну фирменную торговую точку – новый магазин гораздо больше и по своему формату скорее напоминает супермаркет.
К слову, уже с 2022 года мамы и маленькие дети смогут получить продукты «Вимм-Билль-Данн» совершенно бесплатно. В 2020 году власти города заключили с компанией офсетный контракт, по которому она будет поставлять более 40 наименований продукции на молочные кухни Москвы.
Приближая горизонты
Бывает и так, что открытый производством магазин со временем превращается в большую федеральную сеть. Именно это произошло с московской компанией «Айкрафт» – ведущим производителем очков для зрения в России.
Одним из первых в Москве появился ее магазин на улице Земляной Вал. Это произошло 14 лет назад. Сегодня их уже порядка 500 – торговые точки расположены во всех федеральных округах и более чем в 100 городах нашей страны.
«Айкрафт» производит более 720 тысяч пар очков в год, а в совокупности по всем торговым маркам ежегодно продает порядка одного миллиона пар. Московская компания изготавливает каждые шестые очки в России.
В магазинах оптики «Айкрафт», представлены медицинские оправы и солнцезащитные очки, мягкие контактные линзы, растворы и капли, а также аксессуары — футляры, салфетки, цепочки. Здесь можно найти как очки собственных торговых марок компании, так и известных мировых брендов.
Чтобы безошибочно подобрать очки для каждого клиента, все магазины оснащены передовым диагностическим оборудованием экспертного класса. На нем работают оптометристы – специалисты, проверяющие зрение и помогающие выбрать подходящие очки или линзы. У многих из них за плечами внушительный стаж работы в компании. Например, трое из числа сотрудниц на этой должности трудятся в «Айкрафт» более 13 лет. Примечательно, что все они трудоустроились в один и тот же день, и несмотря на то, что работают в разных магазинах, поддерживают крепкую дружбу.
«Аленка» на витрине
В Москве работают около 20 крупных и средних столичных предприятий, выпускающих кондитерские изделия, и каждая десятая сладость, по статистике, производится именно здесь. Только шоколада в столице каждый год выпускают порядка 185 тысяч тонн.
Одна из таких шоколадок, знакомых с детства, – «Аленка». Сегодня это не просто любимое лакомство – а целая сеть магазинов, где можно купить не только шоколад, но и сотни других сладостей. Здесь представлена продукция «Объединенных кондитеров», в числе которых такие известные производства как Красный Октябрь, Рот Фронт, Бабаевский и многие другие. В магазинах можно приобрести зефир, мармелад, пряники, халву, вафли, конфеты ручной работы и многое-многое другое. Тем, кто придерживается диет и здорового питания, «Аленка» может предложить сладости без сахара, полезные снеки и даже продукцию для вегатарианцев. Здесь даже можно найти забавную сувенирную продукцию для детей и их родителей.
При некоторых магазинах работают уютные кафе, чтобы выпить кофе или горячего чая вприкуску с любимой сладостью.
Послушать «Новую зарю»
Одно из старейших предприятий столицы – парфюмерно-косметическая фабрика «Новая заря», основанная в 1864 году Генрихом Брокаром. Изначально здесь делали недорогое мыло, но вскоре ее амбициозный руководитель берется за производство духов. Так появилась легендарная «Красная Москва», которая на момент создания называлась «Любимый букет императрицы»: аромат создавался для супруги Николая II.
Сегодня «Красную Москву» и другие товары, которые производит фабрика «Новая заря», легко найти в ее фирменных магазинах. Здесь можно «послушать» и купить изысканные ароматы, а также другие косметические средства, получившие признание не только в Росси, но и других странах мира.
Магазины предприятия оформлены в лучших традициях дорогих парфюмерных бутиков. Между тем, цены здесь демократичные, и это прекрасная возможность порадовать себя или сделать прекрасный подарок. Например, купив красивую подарочную коробку с несколькими косметическими средствами. Кстати, выпуск таких «сюрпризных коробок» – прообразов современных «бьюти-боксов» – наладил еще основатель фабрики Брокар. В них входили духи, одеколон, мыло, пудра, саше, помада и другая продукция в миниатюрном размере и в изящной упаковке. Тогда они стали настоящей сенсацией и пользовались у светских дам большой популярностью.
Кафе-мороженое по-новому
Любимые с детства кафе популярны до сих пор. Одно из таких открыла московская фабрика мороженого «Баскин Роббинс». В этом году она отметила свой 25-летний юбилей. Предприятие – один из ведущих высокотехнологичных промышленных комплексов в пищевой индустрии города, где производят более 200 сортов натурального мороженого премиум-класса, ежегодно разрабатывают и выводят на рынок более 20 новинок.
Фирменное кафе при фабрике начало работу в 2017 году. Сегодня здесь можно заказать более 20 видов лакомства, коктейли и десерты, изготовленные на его основе, попробовать торты-мороженое ручной работы, а также приобрести выпечку и безалкогольные напитки. Продегустировать любой из сортов холодного десерта можно бесплатно.
В кафе оборудована летняя веранда и создана зона для семейного отдыха на свежем воздухе. Меню предлагает большой выбор лакомств для детей и взрослых, которые придутся по вкусу каждому. Например, те, кто придерживается здорового и спортивного питания, могут заказать лакомство, обогащенное протеином и витаминами, а вегетарианцы – замороженные десерты на основе овсяного, рисового и кокосового молока.
Новый формат корнера Handmade Eskimo позволяет придумать рецепт мороженого самостоятельно: выбрать сорт, шоколад для глазури, украшения и топпинги. Творческую задумку прямо на глазах посетителей воплотит в жизнь мастер-продавец.
Рядом с кафе работает киоск, где также можно приобрести мороженое, которое попадает на прилавок буквально с конвейера: от классических сливочных сортов в вафельном стаканчике до сорбетов и фруктового льда в любом удобном для себя формате.