«Во время Гражданской войны красные стремились сохранить свою власть, белые стремились захватить ее, а зеленые устали страдать». (Кто подразумевался под «зелеными», осталось не ясным. Но приписываемые им «страдания» наводят на мысль не о бандитах, а скорее о еще не существовавших тогда экологах).
«В Гражданской войне участвовали красные, белые и розовые».
«Большевистская пропаганда заманивала крестьян плакатом Моора «Помоги!», на котором изображен тощий крестьянин в белой рубахе. Он символизировал, что в голоде виноваты белые».
«Славянофилы хотели совершить крестьянскую революцию распространением своих идей. Но крестьяне не были довольны их приездами, а помогло Общество передвижных выставок, которое появилось в деревне».
«Сталин в глазах интеллигенции был неотесанным мужланом. Но именно он взошел на пьедестал власти, а интеллигенция осела в Сибири».
«Тухачевский не явился на Сенатскую площадь». (Может быть, потому что во время выступления декабристов находился в сталинских застенках?)
Есть и другие короткие, но столь же поразительные ответы:
— Зачем в XVII веке было нужно много соли? Как реагент!
— Василий III умер перед своей кончиной.
— Указ о вольных хлебопечках (имеется в виду указ Александра I 1803 года "О вольных хлобопашцах").
— Восстание декабристов произошло в январе.
— Памятник Меньшикову и Пожарскому на Красной площади.
— Икона Феофана Грека в Новгороде «Молодящиеся новгородцы» (вместо «Молящиеся новгородцы»).
— Петр I возвел город Ленинград, ныне — Санкт-Петербург.
— Иван Грозный много болел и поэтому убил своего сына.
— Александр Невский провел операцию «Свинья».
— В 1939 году СССР исключили из НАТО и ВТО.
— Герцен и Огарев создали вольную типографию и стали издавать «Таймс».
— В антигитлеровскую коалицию вошли США, СССР и Германия.
— Троцкий был репрессирован в Антарктиде ледорубом.
— III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии возглавил Дзержинский.
— Ленин посещает Казахстан, и у него появляется идея распашки казахстанской целины.
— СССР был такой сильной державой, что вывел войска США из Вьетнама.
— Почему мы всё это получаем? — поделился с «МК» вузовский преподаватель, историк Вадим Кемниц. — Да потому что в основной своей массе нынешние дети, к сожалению, ничего не читают, и книги для них не имеют значения. Кроме того, у них слишком много источников информации: они дергают из Википедии разрозненные факты, а разобраться в них, не имея нужного багажа знаний, не могут.
Любопытно, что этой беде, по словам Кемница, как раз и помогают ОГЭ с ЕГЭ. Точнее, подготовка к этим экзаменам: «При всем своем несовершенстве ЕГЭ гораздо прогрессивнее прежних экзаменов по истории. Во-первых, потому что он предполагает знание карты, чего не было раньше. Во-вторых, так как и в части I, и в части II ЕГЭ много исторических источников, которые нужно разобрать. По сравнению со старым экзаменом с двумя примитивными вопросами это большой шаг вперед, заставляющий ребенка думать и работать с историческими источниками».