Андерс Беринг Брейвик пошел на преступление, чтобы ударить по норвежской Рабочей партии, способствующей, по его мнению, тому, что он называл «исламизацией» страны. В костюме полицейского он прибыл на остров Утёйа, застрелив 69 членов молодежного крыла Рабочей партии и ранив еще десятки человек. Ранее жертвами устроенного Брейвиком взрыва бомбы в правительственных зданиях в Осло стали восемь человек.
Сейчас, в десятую годовщину кровавой бойни в Норвегии, выжившие после нападения Брейвика обеспокоены тем, что в их стране возрождается расизм.
«Я думал, что Норвегия навсегда изменится к лучшему после тех атак, — цитирует Associated Press Осмунда Аукруста, который 10 лет назад был заместителем лидера молодежного крыла Рабочей партии и помогал организовывать лагерь на острове Утёйа. — Десять лет спустя этого не произошло. И во многих отношениях ненависть, которую мы видим в Интернете, и угрозы в отношении людей в рабочем движении увеличились».
Тогда, в июле 2011-го, Аукрусту удалось убежать от пуль Брейвика, он пролежал в укрытии в течение трех часов, видя убитых поблизости друзей. Активный противник расизма и ксенофобии в Норвегии, Осмунд Аукруст стал жертвой онлайн-хейтеров, посылающих ему сообщения о том, что им жаль, что «Брейвик не довел свою работу до конца».
Сегодня Осмунд Аукруст национальный депутат, проводящий кампанию за общенациональное расследование ультраправой идеологии, вдохновившей Брейвика на теракт. Теперь, впрочем, и сам Брейвик стал вдохновителем для своих единомышленников даже на другом краю планеты. Устроивший ужасную бойню в мечетях новозеландского города Крайстчерч (51 погибший) 28-летний австралиец Брентон Таррант явно воспроизводил брейвиковскую модель. Да и в Норвегии у массового убийцы нашелся последователь — в августе 2019-го 23-летний норвежец Филип Мансхаус убил свою сводную 17-летнюю сестру китайского происхождения, а потом открыл огонь в мечети в коммуне Берум — к счастью, нападавшего удалось скрутить и сдать полиции.
Ненавидящий толерантное «марксистское и мультикультурное» общество, сам Брейвик по полной программе пользуется преимуществами норвежской системы правосудия, которая предпочитает реабилитацию преступников отмщению.
Хотя его 21-летний срок заключения может быть продлен, если он по-прежнему будет считаться опасным для общества, Брейвик отбывает наказание в трехкомнатной камере с доступом к тренажерному залу и компьютерным играм — как отмечает Associated Press, эта роскошь была бы немыслима даже для мелких преступников в других странах.
Находясь в тюрьме «Шиен», Брейвик никакого раскаяния за содеянное не испытывает и по-своему развлекается, занимаясь сутяжничеством. В июле 2015-го «норвежский стрелок» подал иск против норвежского государства за нарушение прав человека (то есть его, Брейвика, прав). В марте 2016 года Брейвик появился на слушаниях, причем войдя, он вскинул руку в нацистском салюте.
Массовому убийце не нравилось, в частности, что ему приходится есть из бумажных тарелок, а пить из пластиковых чашек. Недовольство Брейвика вызвало и то, что он вынужден пить холодный кофе и есть разогретую в микроволновке еду. Еще один пункт недовольства: не дали опубликовать две книги («Нордическое государство» и «Дневники Брейвика»). Само собой, не по душе «сидельцу» пришлась и изоляция, в которой он оказался. Террорист обвинил Норвегию в «унизительном обращении», упомянув о том, что за первые пять лет отсидки подвергался 800 раз процедуре обыска с раздеванием.
«Было бы гуманнее застрелить меня, чем обращаться со мной как с животным», — утверждал Брейвик, который, впрочем, предпочел сдаться живым в руки полиции, после того как хладнокровно убил десятки людей.
Представители властей возражали против брейвиковских претензий и говорили, что от изоляции он не страдает, более того, заключенный сам отказывался от предложенных развлечений типа флорбола (игра вроде хоккея с мячом в закрытых помещениях) и шахмат, а также имел широкие привилегии для переписки (получил тысячи писем, из которых заблокированными оказались лишь 15%). Представлявшие интересы государства юристы напомнили, что Брейвик имеет доступ не только к ТВ и газетам, но даже к игровой консоли Playstation 2, получил возможность изучать политологию в Университете Осло (естественно, из тюрьмы) и даже участвовал в конкурсе пряничных домиков.
Что удивительно, норвежская юстиция вновь продемонстрировала свою удивительную мягкость по отношению к убийце 77 человек: 20 апреля 2016 г. окружной суд Осло постановил, что заключение Брейвика в тюрьму нарушает статью 3 Европейской конвенции о правах человека, запрещающую бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. Согласно постановлению суда власти должны компенсировать осужденному террористу судебные расходы на сумму 330 тыс. крон ($38,5 тыс.). Но правительство заявило, что подаст апелляцию на этот вердикт. Власти настаивали на том, что Брейвик не так уж изолирован — он общается с адвокатами и пасторами, а также с охранниками, с которыми играет в триктрак (похожая на нарды игра). Помимо этого он получает корреспонденцию из внешнего мира, имеет компьютер, правда, без доступа в Интернет. К его услугам тренажеры, он может читать книги и прессу.
В итоге апелляционный суд отменил предыдущее решение, а 21 июня 2018 г. Европейский суд по правам человека отклонил апелляцию Брейвика.
Еще одно занятие, которое нашел себе отбывающий свой срок массовый убийца, — литературное творчество.
Во всяком случае, Брейвик пытался продать права на фильм и книгу о своей жизни за 10 миллионов долларов. Как сообщает The Sun on Sunday, 42-летний норвежец отправил 20 писем кинематографистам, предлагая им пересказать его историю на экране, а также разместил приглашения на интервью в тюрьме. Источник сообщил британскому изданию: «Стремление Брейвика к славе, деньгам и свободе является оскорблением его жертв и их семей. То же самое и с его тюремной жизнью. Брейвик беззаботно живет в тюрьме. Он никогда не извинялся за свои злодеяния и не собирается делать этого. Он по-прежнему хочет вдохновлять других, и он все еще верит в фашистскую революцию. Его планы заработать на убийствах — полное оскорбление для его жертв и их близких».