Дурная традиция: по нескольку раз в год у нас случаются так называемые резонансные ДТП. Как правило, с жертвами. Ровно год назад убил человека пьяный актер Михаил Ефремов. С полгода назад массакр на дороге устроил видеоблогер-знаменитость Эдвард Бил. Но дело вовсе не в личности.
Резонансное ДТП — это прежде всего повод всем миром задуматься, что же пошло не так. Как избежать подобного в будущем. Все обсуждения идут в ключе «никогда снова». И это, разумеется, имеет смысл — уж если пролилась кровь, пусть этой кровью будут написаны новые разумные правила.
Как уже было сказано, трагедия в Солнцево произошла из-за «детской» ошибки водителя. Если в соседнем ряду машины тормозят, а причины этого ты не видишь — тормози немедленно, там впереди могут быть невидимые за другими авто пешеходы. Это азы, которые знает любой водитель, хоть раз проходивший, пусть даже из любопытства, тренинг в духе «сто самых распространенных аварийных ситуаций».
В уголовную хронику ДТП по подобному сценарию тоже уже попадали: 7 октября 2011 года в Брянске на пешеходном переходе точно так же сбили женщину с ребенком. Девочка, которой было три года, погибла на месте. Водитель, Ирина Добржанская, которой на момент аварии было 20 лет, получила 4 года колонии.
Как и 10 лет назад, социальные сети переполнены гневными репликами. Во-первых, конечно же, «обезьяну с гранатой» поминают через раз — о «чотких и дерзких» блогерах, артистах и просто плейбоях на этот раз забыли.
Во-вторых, 18 лет — дети за рулем — что она понимает — давайте поднимем возраст получения прав! Чтобы сначала отучился в вузе гражданин, человеком стал, а уж потом и за руль.
Дельное предложение, что скажешь. Только вот тогда и призывной возраст надо синхронно поднимать — за баранку военного «КамАЗа» чтобы садились уже в 24 года. Кстати, «КамАЗ» ведь в Москве недавно тоже «красиво разложился» — на Сухаревской площади, не вписавшись в поворот с груженым полуприцепом. Хорошо, никто не погиб — там, куда упала фура цвета хаки, была чистая проезжая часть.
Хотя гораздо разумнее звучит другая идея. Нужно ввести своего рода «гарантию» на обучение вождению. Пусть за нарушения, в том числе преступления за рулем, совершенные молодыми по стажу водителями, отвечают их наставники из автошкол. И неважно, сколько лет ученику и какой у него психотип: не уверен, что воспитал и выпускаешь на дороги надежного водителя, — не подписывай водительскую карточку.
«Если такое будет — закрываю лавочку», — коротко прокомментировал эту идею знакомый автоинструктор. Все просто: риски попасть под «уголовку» неоправданно велики, поскольку инструментов, чтобы быть уверенным в водительских навыках и психологической уравновешенности курсанта, в его сосредоточенности — попросту нет. С другой стороны, сама покупка прав через инструктора будет крайне затруднительна: какой педагог станет рисковать, зная, что в случае ДТП с «блатным» учеником его ждет как минимум «волчий билет»?
Отдельно про мобильные телефоны — может быть, и правда всё зло в них? Хотелось бы верить: запрети телефоны за рулем (вообще, совсем, вплоть до глушилки и принудительного отключения) — и подобные трагедии станут невозможными. Хотелось бы… Автор этих строк давно, почти двадцать лет назад, без всякого телефона и среди бела дня сам по рассеянности и неопытности «зевнул» красный светофор. Бог отвел — пешеходы не пострадали, только ругались вслед. На мобильник я в тот момент не отвлекался. Пол у меня неподходящий для версии «обезьяны с гранатой». Инструктора-наставника у меня тоже не было — сдавал экстерном, так что и отвечать за меня было бы некому. Просто пронесло — как проносит, уверен, новичков в 99% подобных случаев. Может быть, от таких трагедий нас действительно спасут только роботы?..