— Эта выставка — эксклюзивная, потому что никогда еще личные вещи дятловцев не выставлялись на всеобщее обозрение, — говорит Юрий Кунцевич. — Инициатива исходила от Министерства обороны РФ.
Ко мне обратились представители Дома офицеров, сказали, что у них возникла идея организовать выставку о группе Дятлова. Я им показал экспонаты, которые у нас хранятся, дал им право выбрать то, что им покажется интересным. Они отобрали примерно десятую часть. Мы их снабдили, в свою очередь, информацией по каждому предмету. А экспонаты там действительно уникальные.
— Что хотели бы отметить?
— На выставке представлены предметы, которые не были в походе, но использовались студентами-туристами. Например, компактный патефон — один из тех, что были изготовлены в начале войны по личному указанию Сталина. Эти портативные устройства поставлялись в воинские части. Один из командиров дивизии заметил: «Для меня этот патефон дороже десяти пулеметов» — настолько звучащие песни на пластинках поднимали дух бойцов. А дятловцы этот патефон использовали в агитпоходах.
Студенты на праздники, 1 мая, 7 ноября, когда выпадали два выходных дня, отправлялись в дальние села, где еще не было электричества. Заводили жителям патефон. Игорь Дятлов сделал к нему усилитель с динамиками: он же был радиоинженером, радистом. И вся деревня собиралась, слушала пластинки. Студенты давали им концерт. КВН, кстати, потом и вырос из таких агитационных концертов. Студентам было весело, они к тому же еще и пользу приносили.
Среди экспонатов на выставке представлены анемометр (прибор для измерения скорости ветра), секстант (угломерный инструмент), которые принадлежали Игорю Дятлову, а также его компас. Курительная трубка Александра Колеватова, складной нож Людмилы Дубининой, фотоаппарат Семена Золотарева…
У Золотарева с собой были два фотоаппарата. У того, что представлен на выставке, — выдвижной объектив. Если его не выдвинешь, будет размытый кадр. И как раз на пленке есть тот самый 34-й по счету кадр, где снят «летящий объект». Снимали навскидку, успев лишь раз щелкнуть, объектив выдвинуть, по всей видимости, не успели. В результате на пленке остался размытый кадр некоего светящегося объекта. Мы эти пленки храним, понимаем их ценность. Выставлять их не будем, пока не возобновятся следственные действия по делу о гибели группы Дятлова в 1959 году.
— Настоящий ажиотаж вызвала найденная в палатке на перевале армейская фляга из-под спирта...
— У меня есть свидетельства очевидцев, которые рассказывали, что у группы не было с собой спирта. Это был спортивный поход. Традиции пить в турпоходах не было. Спирт они могли бы использовать для растирания, но достать его тогда в Свердловске было нелегко. Участник похода Юрий Юдин, который сошел с маршрута в самом начале похода по болезни, рассказывал мне, что он был ответственным за аптечку, но спирта достать не мог.
Туристы из турклуба УПИ ранее никогда в походы не брали армейские фляжки. Использовали резиновые грелки, в которые наливали сладкий чай или какао. И хранили их ближе к телу. Это была трезвая компания.
Меня старшие браться потом привели в турклуб — я помню, что никаких выпивок не было. Если даже кто-то приходил с подобным желанием, надолго он там не задерживался. Но армейская фляга из-под спирта была обнаружена в разрезанной палатке на перевале...
Я могу предположить, что картину гибели дятловцев инсценировали — сделали все, чтобы подтвердить факт замерзания туристов. Палатку на склоне горы Холатчахль, в невыгодных условиях, на ветру, в безлесной зоне, поставили потом отнюдь не туристы. Это было сделано уже после их смерти. Об этом говорят многие факты.
Вероятно, солдаты из спецгруппы не знали туристических тонкостей, раз убрали снег под палаткой до самых камней. Слой плотного снега был счищен, и уже на камни были положены лыжи, а сверху палатка. Это означает, что лыжи вдавить в снег уже было нельзя, получилась некая стиральная доска. Опытные туристы так бы не поступили.
На это никто не обратил внимания, кроме наших поисковиков — в частности, мастера спорта по туризму Владислава Карелина. Эту армейскую фляжку либо подсунули, либо забыли военные, которым выдавали спирт при работе на перевале на морозе. Мы никого не виним, видимо, была тогда такая потребность сохранить все в тайне. Но мы хотим знать истину.
— А как же цепочка следов, которая шла от палатки вниз по склону?
— Их проложить было несложно. Вдобавок ко всему следы не были тщательно изучены, они тянулись недалеко и обрывались. Потом сослались на то, что они были затоптаны.
— Еще один любопытный экспонат, представленный на выставке, — стальной шип с отриконенного ботинка. Как он мог попасть на место гибели дятловцев?
— Ботинки-«трикони» со стальными зубчатыми набойками на подошве — это была достаточно дорогая обувь. Ее изготавливали в Свердловске, на фабрике спортивной обуви на улице Попова. Я знал лично директора этой фабрики Гаврикову. Она рассказала, что это был заказ для военных. Только для них делали отриконенные ботинки с тройными шипами. Они развозили их по погранзаставам, по горным районам. И никому из гражданских эта обувь не выдавалась. Потом уже «трикони» появились у некоторых альпинистов. А студенты шли в обычных кожаных ботинках, на которые сверху надевали бахилы. Эти тканевые чулки тоже представлены на выставке.
— Где был найден этот шип от ботинка?
— Этот стальной «зуб» мы нашли прямо под кедром, там, где туристы пытались развести костер. Он лежал на глубине 20 сантиметров в слое гумуса, который накопился за долгие годы. Этот шип сейчас, весь уже ржавый, представлен на выставке. Рядом с ним мы положили для сравнения новенький «зуб».
Можно предположить, что эти ботинки были надеты на одном из военных или представителе некой службы, кто пытался забраться на дерево, повернул неудачно ногу, шип от ботинка впился в дерево, был выломан с корнем из подошвы. А со временем упал под кедр.
— Это мог быть кто-то из группы, которая пришла ликвидировать последствия?
— Я не осмеливаюсь так конкретизировать. Надо читать документы. Чтобы их прочесть, надо, чтобы возобновились следственные действия. Если председатель Следственного комитета РФ Александр Иванович Бастрыкин вдруг примет такое решение, тогда откроется путь в архивы. Следователи возьмутся за дело, и истина может открыться. А выставка еще недельку пробудет в Екатеринбурге, а потом экспозицию перевезут в Москву.