Не так давно спортсменка, красавица и студентка московского вуза Ксюша, по ее словам, «вышла замуж в Санкт-Петербург», где отныне и будет проживать с мужем-питерцем. Сборы и переезд девушку не пугают. А вот с поиском места и переводом в один из петербургских университетов придется еще побегать, вздыхает она.
Впрочем, сейчас появился шанс, что такой «беготни» станет на порядок меньше: Минобрнауки прорабатывает вопрос закрепления за студентом его бюджетного места при перемене вуза. Прорабатываются, как оказалось, и другие новшества.
В Минобрнауки России, как сообщили нам в ведомстве, запланирован эксперимент по обучению студентов вузов за счет средств федерального бюджета на основе предоставления образовательных сертификатов в 2022-2024 годах. В его рамках предусмотрены два направления.
Во-первых, появятся сертификаты на обучение победителя и призера (для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам). Во-вторых, планируется ввести сертификаты на обучение по образовательным программам с элементами академической мобильности». (На практике это значит, что у студентов появится возможность освоения отдельных дисциплин (модулей) программы в вузе-партнере, при этом итоговую аттестацию студент будет проходить в базовом вузе.)
Зачем нужен эксперимент? В Минобрнауки считают, что так повысится качество высшего образования и конкурентоспособность российских вузов; студенты получат более гибкие образовательные траектории, повышенную мобильность и поддержку талантов; а вузы — возможность без проблем поделить финансовые потоки, выделенные государством на обучение каждой студенческой души. В основе этого механизма (так же, как в случае с новоиспеченной петербурженкой Ксюшей) будет заложен принцип «деньги следуют за студентом».
— Например, студент обучается по сетевой программе, которой предусмотрено, что одна дисциплина, скажем, физика, закреплена сразу за несколькими вузами-партнерами, участвующими в реализации программы. Студент выбирает из возможных вариантов тот университет, где хочет освоить физику, там проходит обучение, успешно сдает промежуточную аттестацию. Результаты промежуточной аттестации, пройденной в вузе-партнере, являются таковыми и для базового вуза. Последний перечисляет вузу, где студентом была пройдена дисциплина, средства, равные стоимости изучения этой дисциплины, — рассказали нам в Минобрнауки.
Правда, пилотный запуск этого эксперимента запланирован не ранее 2022 года. Зато с 1 сентября вступают в силу поправки к Закону «Об образовании», позволяющие студентам после 2-го курса менять ранее выбранные направления подготовки или специальности. «Сменить курс» удастся как минимум дважды: вначале — при переходе на 3-й курс бакалавриата или специалитета, а затем при поступлении в магистратуру: недаром эксперты уже «присвоили» новшеству код «2+2+2». На деле же, похоже, таких попыток может быть больше.
«Порядок изменения направлений подготовки обучающихся будет осуществляться вузами самостоятельно, — уточнили нам в Минобрнауки. — При этом ограничений по количеству переводов между направлениями (специальностями) законодательство об образовании не устанавливает». А это значит, что если у студента «не пошла» и новая специальность, он может продолжить поиски своего профессионального места под солнцем и дальше.