Иммунолог оценил вакцину от коронавируса в виде жвачки

Пока ее разработка только началась

Центральный научно-исследовательский институт (ЦНИИ) Минобороны недавно начал разработку вакцины против коронавирусной инфекции COVID-19 в виде жевательной резинки, сообщил руководитель 48-го ЦНИИ Минобороны Сергей Борисевич. Этот военный институт совместно с Научно-исследовательским центром имени Гамалеи участвовал в создании одной из вакцин против COVID-19.

Пока ее разработка только началась

тестовый баннер под заглавное изображение

По словам Сергея Борисевича, так называемую мукозальную вакцину против смертоносного вируса планируется выпускать в виде жевательных таблеток и пастилы. Разработчики не исключают, что такая форма вакцина в будущем может использоваться не только для военнослужащих, но и поступить в гражданский оборот.

«МК» попросил эксперта по общественному здоровью, иммунолога, кандидата медицинских наук Николая Крючкова дать профессиональную оценку новой разработке.

– Помимо стандартной формы вакцин, которые сейчас активно используются для вакцинации граждан, уже существует интраназальная, в виде капель в нос. Жевательные таблетки – следующий этап. Но, на мой взгляд, эти формы нельзя приравнивать в стандартным. У них совершенно другая схема поступления антигенов в организм, иная кинетика и распределение.

Такие вакцины могут обеспечить только местный иммунитет. Интраназальная форма еще хоть как-то может быть использована – за счет того, что доставка препарата осуществляется в верхние дыхательные пути. Считается, что таким образом органы дыхания получают дополнительную защиту от коронавирусной инфекции. Системная иммуногенность при этом безусловно низкая, значительно ниже, чем при инъекционном введении, но местный иммунитет все равно формируется.

Что касается жевательных таблеток, они формируют иммунитет не в дыхательной системе, а в ротовой полости, в лучшем случае в глотке. Насколько это может реально защитить от вируса – большой вопрос. Кроме того, не стоит забывать, что при таком поступлении очень мощно работают ферменты слюны и других желез, компоненты которых присутствуют во рту. Они могут влиять на антиген, и, так как это все же белок, он будет денатурировать, то есть разлагаться.

Соответственно, его свойства могут меняться. Очень сложно подобрать такие условия, при которых изменение свойств будет клинически несущественно. В любом случае надо смотреть. И смотреть скорее не на безопасность, потому что такой способ изначально самый безопасный, а на иммуногенность и его эффективность. Здесь, конечно, необходимы убедительные доказательства. Помните идею использовать вакцину из йогурта? Это все красиво и замечательно, но на практике оказалось абсолютно нежизнеспособно.

–​ Для чего нужны альтернативные формы, если существует проверенный рабочий способ укол?

– Я думаю, что у разработчиков существуют свои наработки и по вакцинам, и по жевательным таблеткам, которые хотят объединить. Объективно закапать в нос или пожевать таблетку гораздо удобнее, чем колоть укол. Я все же склоняюсь к тому, что эти формы, скорее всего, будут использоваться для ревакцинации. Когда после инъекционного введения уже сформирован иммунитет, а спустя полгода-год можно уже и в нос капать, и таблеточку пожевать, чтобы вновь получить иммунитет на какое-то время. Скорее всего, на более короткое.

Сама по себе задумка неплохая, она значительно облегчила бы процесс проведения вакцинационной кампании. Не нужно было бы записываться на прививку, куда-то ехать, стоять в очередях... Вопрос, повторюсь, в реализации такого рода продукта, который настолько непрост, что на сегодняшний день в мире пока не существует примеров жевательных вакцин.

То есть это в своем роде уникальный эксперимент?

– Можно сказать и так. Существуют вакцины для приема внутрь – например, ротавирусная или живая ослабленная вакцина от полиомиелита. Но что касается жевательных таблеток, я не слышал, чтобы в мире была хоть какая-то подобная вакцина. Сама по себе тема COVID-19 – горячая, и многие производители сейчас активно работают в этом направлении. Поэтому, конечно, пробовать надо. Актуальным остается вопрос о том, что иммунитет должен формироваться в месте введения. А если он формируется в кишечнике или ротовой полости вместо верхних дыхательных путей, то какой в нем смысл?

Возможно, у разработчиков есть какие-то свои результаты, в первую очередь по безопасности, может быть, уже и по эффективности. Но здесь очень важно получить убедительные доказательства на этапе доклинических исследований, потому что дальнейшее производство препарата – это все же большие деньги. А на первой и второй фазе мы узнаем только про иммуногенность. И я сомневаюсь, что она будет приличная, – скорее здесь может идти речь все же исключительно про системную. Идти в дальнейшем на полноценную третью фазу с не подтвержденными результатами – большой риск. Я думаю, разработчики будут очень внимательно взвешивать все плюсы и минусы.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру