Республика прошла пик и уверенно движется к спаду заболеваемости COVID-19. В Москве летняя вспышка эпидемии случилась двумя неделями позже, чем в Сибирском регионе, поэтому интересно посмотреть на бурятскую динамику. Напомним, эпидемический «шторм» случился в республике в конце мая – начале июня. И всего за месяц госпитализации там выросли в 10 раз.
22 мая в бурятских больницах с коронавирусом лежало 304 человека, а через месяц – уже 2963. По сравнению с Москвой того периода, где было 120 заболевших на 100 тысяч человек, в Бурятии эта цифра достигала 300 больных на 100 тысяч населения.
Резервы регионального здравоохранения стремительно сокращались: после того, как кончились больничные койки, заболевших стали размещать в гостиницах. Потом и там мест не осталось. На борьбу со вспышкой бросили все имеющиеся в республике медицинские кадры, вплоть до стоматологов и студентов старших курсов Медуниверситета. Поэтому с 27 июня в Бурятии был введен режим жесткого локдауна.
Республика пережила то, что вся страна переживала в апреле-мае прошлого года: были закрыты торговые центры, кафе, рестораны, предприятия непродовольственной торговли, салоны красоты, бассейны, сауны. Сотрудники госучреждений были отправлены на самоизоляцию. На две недели также был приостановлен прием граждан в гостиницах, хостелах, домах отдыха – за исключением лиц, которые находятся в служебных командировках и в составе организованных туристических групп. Но с них требовали ПЦР-тест.
При этом до сих пор так и не выяснено, какой штамм стал причиной этого «шторма». Вирусологи полагают, что индийский вирус «Дельта» здесь не при чем. Бурятия отдалена от регионов, где он был зафиксирован. Предположительно, в республику проник некий штамм из Монголии или из Якутии, которая в тот период уже пережила пик весенней волны пандемии.
Сейчас ситуация выправилась. Суточный прирост заболевших – 282 человека. Цифра тоже не маленькая, но региональное здравоохранение с ситуаций совладать теперь может. Из 3,5 тысячи коек занято 2980. То есть запас 500 с лишним мест имеется. Хватает и необходимого оборудования.
И, опять же, выход из локдауна не означает повсеместного снятия строгих ограничений. Торговые центры открыли, но на работу фудкортов и зон развлечения пока наложен запрет. Кафе и рестораны могут работать только до 22 часов, и только по 4 человека за столом с дистанцией между столиками в 2 метра. Остаются ограничения на проведение банкетных и массовых мероприятий. Парки открываются для прогулок, но аттракционы пока запрещены. Сохраняются рекомендации для работодателей по переводу на дистанционную работу тех работников, которых можно перевести. Введено требование самоизоляции беременных женщин.
Власти Бурятии решили бороться с «третьей волной» не только локдауном, но и всеобщей вакцинацией. Для ускорения этого процесса в конце прошлой недели было принято решение «выводить прививочные пункты из поликлиник», чтобы увеличить охват населения. «Надеюсь, к осени сформируем коллективный иммунитет, и четвертую волну переживем с меньшими последствиями», – заявил по этому поводу глава региона Алексей Цыденов.
Кстати, с введением жестких ограничений люди активно пошли прививаться. По сообщениям врачей, поток желающих вакцинироваться вырос в два раза. Сейчас полностью привита от коронавирусной инфекции 151 тысяча жителей Бурятии, при общей численности в 958 с лишним тысяч. Еще 256 094 человек привиты пока только первым компонентом вакцины. Итого вакцинировано более трети населения республики.