До единых госэкзаменов, как сообщают СМИ, Алиса сдала шесть ОГЭ за 9-й класс: физику, информатику, русский, математику, биологию и химию. В формате ЕГЭ за 11-й класс, как выяснил «МК», девочка сдала 4 предмета — русский, математику, биологию и информатику. Минимальный порог во всех этих случаях она уверенно преодолела. Однако «результаты у нее не очень высокие»,- сообщили нам эксперты, не назвав, впрочем, конкретных оценок. Ничего не поделаешь: персональная информация!
Успех Алисы бесспорен, а ее способности не могут не вызывать восхищения. Однако не вызывает ли смутного беспокойства ситуация, когда восьмилетняя малышка получает аттестат зрелости и оказывается на пороге вуза? И не возникают ли на этом примере вопросы к системе образования в целом, поинтересовались мы у экспертов в области образования.
- Конечно, надо порадоваться за ребенка и его семью,- заявил «МК» директор Центра общего и дополнительного образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий.- Это первый случай, напрямую связывающий ребенка-вундеркинда со сдачей ЕГЭ. Но это также обнажает много противоречий и ставит много вопросов. И первый из них — оптимальна ли современная школа со всеми ее календарными графиками обучения детей и ее пространством?
Надо признать: этот вопрос возник не сейчас, а по итогам дистанционки, введенной в пандемию. Именно тогда и «стало очевидно, что для качественного освоения учебной программы не обязательно высиживать определенное количество часов, утвержденное государством, а можно двигаться быстрее, без привязки к графику школы — например, используя возможности предоставляемые репетиторами, системой допобразования и онлайн-курсов»,- напомнил эксперт.
- Разумеется, это не значит, что надо тут же менять систему образования для всех детей. Но возможность такого способа обучения для некоторых из них, в индивидуальном порядке, стоит обсудить,- считает он. - Ведь доля семей, выбирающих для своих детей экстернат, постоянно растет. И тут возникает вопрос, насколько ответы ЕГЭ и ОГЭ позволяют судить о степени освоения выпускниками учебной программы. Скорее, ОГЭ и ЕГЭ являются лишь инструментами перехода с одного уровня образование на другой. И в этой связи, применительно к истории с девочкой, хорошо бы понять: а что стоит за сданными ею едиными госэкзаменами: хорошая подготовка к экзаменам или полное освоение всей учебной программы?
Есть и риски, связанные с самим ребенком, предупреждает Сергей Косарецкий:
- Формально в свои 8 лет девочка может поступать в вуз. Но, «пробежав» за короткий срок всю одиннадцатилетку, она может лишиться части знаний, которые получат ее ровесники — например, не познакомится с программой Финансовой грамотности, которую с будущего года все будут изучать, а она уже нет. Серьезные сложности для нее создаст и переход в систему высшего образования в этом возрасте, ведь эта новая среда предполагает иной уровень развития — социального, физиологического, психологического и т. д.
В итоге на родителей ложится ответственность не только за то, как их ребенок учится, но и за его разностороннее развитие, личностный рост, психологическое здоровье и т. п. Но тогда что остается на долю школы? Не ставится ли в итоге под сомнение сам этот институт? Может быть, сегодня достаточно самостоятельно изучать школьные предметы и лишь время от времени проходить диагностику и сдавать экзамены?
Впрочем, государство на это не пойдет, считает специалист:
- Пока государство не видит альтернативы нынешней системе образования, так что о полной замене школы иными видами обучения речи не идет. Однако на данном примере можно (и нужно) обсуждать более гибкие условия обучения детей и передачи части ответственности за этот процесс семье — например, ввести сертификаты на освоение учебных программ по аналогии с уже существующими сертификатами на дополнительное образование детей. Скажем, две трети бюджетных средств, выделенных на общее образование каждого ребенка, выделяются школе, а треть — семье, которая сможет использовать эти средства по своему усмотрению — на онлайн-курсы, репетиторов и т. п.
И последнее. История Алисы невольно будоражит мысли, вроде: «Если ребенок самостоятельно подготовился к ЕГЭ в 8 лет, а школа не может подготовить к этому за 11 лет, не означает ли это, что пора вводить гарантии качества образования?» Может, и правда, пора?