Завтра улечу в ковидное лето, буду делать все что захочу…
— Нельзя сказать, что в допандемийные времена семейный отдых не вызывал вообще никаких трений, — уточняет психолог-практик Елена Пиховкина. — Совместная поездка, какой бы желанной она ни была, — все равно стресс, пусть и со знаком плюс: смена обстановки, распорядка дня, окружения, непривычно много времени вместе. Черты характера каждого члена семьи, отношение к расходам, к физической и познавательной активности, к общению и т.д., в повседневной жизни не столь заметные, на отдыхе могут провоцировать конфликты. К примеру, рассуждения экономного мужа о том, что рестораны — лишь пустая трата денег, в будни у его половины особых возражений не вызывают. Но если супруг настаивает на этом и в отпуске, призывая жену готовить, — это с большой вероятностью повлечет протест. Равно как и бережливая женушка, радующая благоверного в рабочие будни, начнет раздражать, если вздумает экономить на развлечениях супруга во время отдыха. С мужем, лежащим на диване будними вечерами, можно смириться, но с приехавшим за тридевять земель, чтобы вместо экскурсий улечься в гамак, гораздо сложнее. Более общительный партнер в паре в течение года львиную долю своей активности расходует вне дома (на работе, в общении с друзьями и близкими и т.д.), а в отпуске вся его (ее) жажда общения падает на голову законной половины. Или на случайных отпускных знакомых, что партнера-интроверта раздражает не меньше. Эти извечные отпускные противоречия в парах с разным темпераментом никуда не делись, но на первом плане сегодня разногласия ковидные — разное отношение к способу проведения отпуска в условиях угрозы коронавируса. И здесь уже дело не только в темпераменте, но и в отношении к здоровью своему и окружающих, к социальной ответственности, а также в пробудившихся у многих в пандемию глубинных страхах — мизофобии (боязнь загрязнения и заражения), нозофобии (навязчивый страх заболеть), ипохондрии (выискивание у себя симптомов тяжелого недуга) и т.д.
Судя по историям из практики, чтобы планирование отпуска вызвало распри в паре, она вовсе не обязательно должна состоять из ковидофоба и коронафила, как уже едко прозвали в народе как слишком пугливых, так и чересчур беззаботных в отношении ковида граждан. Для взаимного непонимания в условиях пандемии вполне достаточно того, чтобы один был осторожнее другого, а также разных взглядов на то, что такое полноценный восстанавливающий отдых. Первый краеугольный вопрос — ехать куда-нибудь во время отпуска или нет?
— Мы с мужем всегда берем отпуск одновременно в августе и едем к морю, даже в прошлом году, несмотря на пандемию, съездили в Крым, — делится москвичка Светлана, — супруг не хотел, но я уговорила. Но в этом году уперся: мол, лучше никуда не ехать, чем на доступные нам переполненные курорты. Говорит, что прошлым летом не отдохнул, а только нервы потратил, продираясь сквозь толпу. А когда наши соседи по отелю подцепили ковид, и вовсе проклял тот час, когда повелся на мои уговоры. Предлагает не рисковать здоровьем и провести отпуск на даче у его мамы. Но по мне — нужно хоть куда-нибудь съездить, сменить обстановку, встряхнуться, иначе это вообще не отдых! В пылу спора я ляпнула, что в таком случае поеду без него. Он ответил, что тогда без двухнедельного карантина домой меня не пустит. Слово за слово, поругались и уже неделю не разговариваем…
Если более настойчивому партнеру удается навязать второму свое решение, немедленно возникают новые противоречия — если ехать, то куда? А если не ехать, то чем заняться в отпуске?
— Я вообще не хотел никуда ехать, — признается 56-летний Андрей из Питера, — но жена так расстроилась, что пришлось согласиться. Но мы все равно поссорились. Я сказал, что если уж ехать, то в более или менее безопасном и не слишком многолюдном направлении. Мои знакомые, например, сдают рыбачий домик на берегу Волги в Астраханской области. Но тут выяснилось, что под словом «отпуск» моя жена подразумевает Турцию, на крайний случай Сочи или Крым, но никак не «захудалую дыру», в которую я ее тяну. Про то, что даже привитые могут заболеть, она даже слушать не хочет, считает, что мне просто жалко денег. Обозвала меня жадиной, надулась и теперь молча ждет, когда я пойду на попятный. Грех так говорить, но я надеюсь, что меня спасет локдаун. На модный курорт, где все закрыто, не захочет даже моя жена.
Случается и обратное: отдохнуть на всю катушку желает муж, а супруга пытается его урезонить:
— Мой Митя делает вид, что ковида нет, — жалуется Елена из Можайска. — Довел оператора турфирмы своими пожеланиями — чтобы ему и СПА в отеле, и сауна, и бассейн, и массаж… Объяснений, что это невозможно из-за пандемии, он будто не слышит — ни туроператора, ни моих. Но в итоге все к лучшему получилось. Митя заявил, что платить такие деньжищи за такой «куцый» отдых не намерен. Отпуск мы проведем на даче с моими родителями, чего я тихо и добивалась.
— Демонстративное отрицание опасности — это защитный механизм психики, — поясняет Елена Пиховкина, — и в случае ковида он включился у многих. Но на деле такие «отрицатели» обычно боятся даже больше тех, кто опасность признает, поэтому им и нужен психологический щит из серии «ковида нет». Поэтому ничего удивительного, что данный спор разрешился в пользу позиции жены. Кстати, из практики — в отпускных баталиях верх чаще одерживают женщины. Другой вопрос, насколько им потом комфортно проводить отпуск рядом с мужем, которого к этому виду досуга вынудили силой.
В наличии подобных отпускных конфликтов этим летом призналась почти половина россиян (43%), опрошенных в рамках исследования сервиса онлайн-бронирования, из них 41% женщин и 46% мужчин. Вопрос, ехать или не ехать, не могут мирно решить 28% пар, а еще 26% ссорятся в ходе выбора направления по соотношению цена/качество/безопасность. Кроме того, каждый десятый россиянин признался, что при планировании отпуска ругался не только с законной половиной, но и с сотрудниками турфирм и представителями принимающей стороны — отелей, арендного жилья и т.п.
Приехали: тусить или сидеть?
Если последнее слово осталось за тем, кто желал путешествовать, а второй партнер пошел навстречу, начинается второй раунд разногласий — отдыхать как в докоронавирусную эпоху или с учетом новых реалий?
— Еле уговорила своего парня поехать к морю, — вещает прямо с места отдыха 25-летняя орловчанка Алена. — Сама все организовала, нашла хорошее бюджетное жилье в Лазаревском, правда, не у самого моря. Денис упирался, но потом все же позволил себя вывезти. И вот уже 5-й день я об этом жалею! Уже в аэропорт он ехал с кислой миной, наорал на таксиста, когда тот приспустил маску, чтобы поговорить по телефону. В самолете сидел с таким видом, будто его в лепрозорий поместили. А как добрались, дальше ближайшего полудикого пляжа его не выманишь. Я думала, что мы съездим в Сочи, погуляем, в кафешках посидим — ну все то, ради чего люди едут на юг. Но у Дениса на все мои просьбы и предложения один ответ — мол, он и так уже пошел у меня на поводу и приперся сюда, рискуя здоровьем. Говорит, что у него и так стресс, а я хочу его еще и по общественным местам таскать. Такое ощущение, что он издевается! Не может же он не понимать, что сидеть взаперти дома, пусть и в паре километров от моря, — это не отдых?
Впереди у пары еще 5 дней отпуска. По словам Алены, если ее возлюбленный не изменит поведение, эта поездка может обернуться для них разрывом.
Как видно из практики психолога, ковидофобия и ковидофилия от пола не зависят. Так в семье москвичей Оли, Сергея и их 13-летнего сына Вани, по мнению мужской части ячейки, отпуск превратила в ад мать семейства:
— Мы снимали комнату в Новом Свете, к счастью, успели до потопа, — рассказывает Сергей. — На месте все оказалось вовсе не так ужасно, как нас стращали до отъезда, — на пляже места есть, кафешки работают, люди спокойные и доброжелательные — и местные, и туристы. Все, кроме моей жены. Первым делом она заявила, что в общепит сама ни ногой и нас с сыном не пустит — там, мол, антисанитария. Стала сама готовить, хотя наше жилье на это не рассчитано, плитка только на хозяйской кухне и каждый раз надо просить разрешения. Ни на одну экскурсию Оля не согласилась, даже на индивидуальную. Ходила только на пляж, но и там зорко следила, чтобы никто не нарушал дистанцию, замечания окружающим делала. Прямо неловко! Разносчица мороженого по пляжу шла, Ваня захотел, а Оля во всеуслышанье: «Не подходи к этой женщине, она в течение дня столько заразы собрала!» Мороженщице из местных палец в рот не клади, она тут же Оле: «От заразы слышу! Понаехала!» И понеслось! Мы с сыном в два голоса убеждали ее, что раз уж мы потратили деньги, приехали, надо отдыхать, а не шарахаться от всех и всего. Может, жена бы нас, наконец, и услышала… Но тут ей «повезло»: пошли слухи, что в ближайшем к нам пансионате несколько человек заболели ковидом. И все! Оля тут же запричитала: «А я вас предупреждала, а вы мне не верили…» И остаток отпуска мы провели взаперти. Жене за испорченный отдых и выкинутые деньги нисколько не стыдно, она уверена, что спасла наше с сыном здоровье и даже жизнь.
Случаются в семейных поездках распри и не прямо на тему ковид-безопасности, но косвенно все равно порожденные пандемией. Одна из самых распространенных претензий пар друг к другу на отдыхе — его (ее) невозможно вытащить из гаджета!
— Лучше бы я поехала одна! — признается Наталья из Истры, силком вытянувшая мужа в Геленджик. — На пляже, на экскурсиях, за ужином, в постели — везде Паша был со своим телефоном. Дома я к этому привыкла, но не в отпуске же! Мне он говорит, что должен за сотрудниками следить: Паша хозяин небольшой фирмы, а весь его персонал сейчас на удаленке. Но я-то вижу его посты в соцсетях с фото и видео. Глядя на них, кажется, что человек отдыхает на полную катушку! А на самом деле только снимает да выкладывает, весь отпуск в Интернете, можно было никуда не уезжать. Впрочем, Пашка и не хотел, я заставила.
— За год с лишним ограничений люди настолько привыкли и работать, и общаться в Сети, что многим трудно перестроиться даже на отдыхе, — подтверждает наличие проблемы психолог-практик Елена Пиховкина. — Привыкшие к удаленке на автомате продолжают следить за рабочим процессом даже в отпуске, особенно если сообщения из служебных чатов приходят им на смартфон. А некоторые таким образом просто общаются — переписываются с родными и друзьями, пишут посты о своем отдыхе в соцсети, выкладывают фото. Партнера, который менее зависим от интернет-общения, такое, конечно, раздражает. А второй, особенно если он привезен на отдых насильно, как щитом, прикрывается тем, что «и так уже переступил через себя, приехав». Таких конфликтов сейчас больше, чем когда-либо. Вероятно, причина еще и в том, что до пандемии на курортах было доступно больше развлечений.
Слова психолога подтверждают данные аналитиков: 22% соотечественниц и 17% соотечественников признались в том, что в долгожданных поездках в отпуск ругаются друг с другом. 17% россиян не могут прийти к консенсусу относительно того, чем заполнить досуг в поездке, 16% возмущены постоянным «зависанием» партнера в гаджетах, а 15% спорят каждое утро, обсуждая маршрут и распорядок наступившего дня.
Каждый десятый российский турист признался, что ругань в отпуске началась еще в пути — он(а) сам(а) или партнер(ша) пререкались с таксистами, попутчиками, сотрудниками аэропортов, а некоторые даже с полицейскими. Причина везде одна и та же, только с разных сторон: одни настаивали на своем праве отдышаться, сняв маску, а другие — на своем праве на безопасность от тех, кто позволяет себе отдышаться, сняв маску. По этой же причине 8% респондентов (из них 10% мужчин и 3% женщин) ссорились с персоналом отеля и гидами, 5% опрошенных — с соседями по отелю или арендованному жилью, а 13% — с местными жителями. Причем если в допандемийную эпоху конфликты с местными возникали в основном из-за денег или флирта аборигенов с отдыхающими, то теперь основная причина — разное отношение к ковид-безопасности. 20% российских отпускников заявили, что чаще всего конфликтовали на отдыхе с соотечественниками из-за того, что они «слишком много пьют». И не потому, что им стыдно за моральный облик «руссо туристо» или больно за его печень, просто пьяные «склонны забывать о соцдистанции». Еще бы, если им и море по колено.
Остались: гулять или бояться?
Если в баталии победу одержал самый опасливый и пара никуда не поехала, неминуемо разочарован и раздражен тот, кто мечтал расслабиться на курорте.
— Я так устала за этот год и так мечтала об отпуске! — делится столичная жительница Полина. — Но третья волна нарушила все планы. Муж наотрез отказался куда-либо ехать, мне пришлось смириться. Но я думала, что мы хотя бы наконец сходим в театр, побродим по Москве, съездим к друзьям, раз уж остались в городе и своей дачи у нас нет. Но муж и в этом мне отказал! Мало того что в отпуске мы впервые за долгие годы торчим дома, так еще и никаких развлечений! Меня подруга в театр пригласила, так муж и тут стал возражать — мол, заразу в дом притащишь! Пришлось врать, что к маме поехала, но в театр все равно сходила. Я абсолютно убеждена, что хотя бы в отпуске нужно расслабляться, иначе такими темпами мы все скоро сойдем с ума!
— Расслабляться нужно и можно, только осторожно, — советуют психологи. — Лишнего и неоправданного риска (участия в массовых мероприятиях, пренебрежения масками, дистанцией, вакцинацией и т.д.) действительно лучше избегать. Но при соблюдении рекомендаций медиков и властей посетить открытые для гостей курорты и общественные места в родном городе вполне возможно. Старинная пословица говорит, что береженого бог бережет. И добавляет, что бьют того, кто больше всех боится. Нужно просто знать меру и не терять голову.
И такие примеры у нас, к счастью, есть: это те самые оставшиеся от 43% россиян, ругающихся на тему отпуска, 57% соотечественников (59% женщин и 54% мужчин), в ходе опроса заверившие, что стараются избегать и конфликтов, и риска для здоровья — своего и чужого. Как в рабочие будни, так и в отпуске, где бы они его ни проводили.