Поднять человеку самооценку, помочь ему поверить в себя — дело тонкое, деликатное и небыстрое. Причем любому человеку — что мужчине, что женщине. Чтобы решить проблему домашнего насилия или «стеклянного потолка» в масштабах всего общества, потребуется смена не менее чем пары поколений.
Тем не менее, мне кажется, есть у государства метод, позволяющий добиться эффекта относительно быстро — лет за 5–7. Метод прост, стоит денег, — но небольших, — и формально касается не психологии, а спорта.
Суть метода — запустить массовую программу обучения девушек-подростков и женщин основам самообороны. Курсы самообороны, боевых видов единоборств надо открывать повсюду — в школах, спортивных клубах, фитнес-центрах, и не только в крупных городах, но и в глубинке. Пусть старшеклассницы после уроков отрабатывают контрудары и подсечки, подкачивают мышцы. Молодые домохозяйки или офисные сотрудницы — до или после работы.
Перечень рекомендованных женщинам единоборств широко известен. Вам его с ходу назовет любой выпускник спортивной академии: айкидо, дзюдо, карате, тхэквондо, ушу, бразильское джиу-джитсу и, наконец, капоэйра — бразильское искусство, сочетающее в себе элементы и боя, и танца. Последнее — тоже важно. Ведь девушки смогут использовать навыки не только против агрессивных мужчин, но и в общении с приятной частью мужского населения — например, на дискотеке.
Как известно, именно занятие спортом повышает самооценку, учит преодолевать трудности. А занятия боевыми видами спорта повышает самооценку вдвойне — это поможет девушке не бояться агрессии окружающих, и особенно агрессии со стороны мужчин. Она всегда может при необходимости постоять за себя, дать отпор — как физически, так и психологически.
Сейчас подобных спортивных секций мало, ходят туда в основном мальчики и, как правило, все занятия стоят приличных денег. При этом среди самих девушек занятие такими видами спорта отнюдь не считается престижным. А зря.
Правительство могло бы волевым решением максимально расширить сеть таких секций и ввести для представительниц прекрасной половины «населения» скидку процентов так на 75–80. Такое софинансирование.
Стоит ли создавать секции только для девушек, а парней выставлять за порог? Скорее всего, да, ведь в таких «моногруппах» девушкам тренироваться будет комфортнее. Вопрос, наверное, требует обсуждения с психологами и тренерами.
Но если будет решено открывать общие курсы, то мальчики пусть платят за них 100 процентов. За девушек и женщин пусть доплачивает правительство, государственный бюджет. Государство для того и нужно, чтобы помогать тем, кому трудно.
Такие курсы не должны быть бесплатными, даже если они открыты в бесплатной государственной школе. Бесплатное редко не ценится. Одни школьницы будут регулярно ходить, усердно тренироваться, но многие девушки придут пару раз, а потом бросят. Ценятся только те навыки, что приобретены за деньги и дались с трудом.
Массовое открытие курсов айкидо и капоэйры должна сопровождать массовая же просветительская кампания по ТВ и в соцсетях. Девушек надо убеждать в том, что через спорт ведет путь к личному успеху, именно боевой спорт — главный способ повысить свою личную безопасность. Это гораздо надежнее, чем носить с собой в сумочке перцовый баллончик. Наконец, это просто красиво — я имею в виду фигуру. Речь же не идет про бодибилдинг, никто не заставляет перекачивать мышцы. Достаточно просто оставаться в форме.
Понятно, что такой ход правительства сильно поможет и самой фитнес-индустрии, сильно пострадавшей в последнее время. Но в данном случае это лишь побочный эффект, приятный бонус для самой индустрии. Это не главное.
Главное, что все прочие методы смягчения нравов в наших семьях не столь эффективны, как это быстрое сокращение разницы в физической силе мужчин и женщин. Готовность девушки дать отпор насильнику, с которым она столкнулась в темном переулке, заставит нападающего отступить. Тот, кто нападает ночью на девушку, — чаще всего трус. Трус рассчитывает, что перед ним — беспомощная жертва. Как только насильник осознает, что перед ним серьезный противник, что есть риск нарваться на реальный встречный удар, он, как правило, предпочтет ретироваться.
Способность девушки дать отпор также позволяет решать все проблемы сразу и на месте в случае явных и неявных домогательств на любой вечеринке. Полез на свидании к девушке руками в те места, куда его не звали? Получи по зубам или в другое, еще более чувствительное место. В следующий раз на свидании с другой девушкой (ну или с этой же — как пойдет) будешь с руками поаккуратнее. Конфликт заканчивается, едва начавшись.
Между двумя молодыми людьми что-то случилось? Эти два человека между собой все сразу и разрешили. Не возникает необходимости на следующее утро втягивать в свои личные проблемы родителей, знакомых или даже государственный аппарат насилия в лице дежурного по ближайшему РОВД. Гештальт закрыт на месте и сразу.
Что касается «стеклянного потолка» в карьере, то тут вряд ли нужно приводить подробные аргументы. Мы с вами и так понимаем, что уверенная в себе, четкая дама спортивного вида при прочих средних данных быстрее сделает карьеру, нежели «серая мышка». Женщина с высокой самооценкой не боится мужчин, она готова отстаивать свою позицию, брать на себя ответственность, а не просто поддакивать начальнику.
Есть, правда, у всей этой истории юридический изъян. Любой защитник прав мужчин — как правило, такой мужчина носит окладистую бороду — может оспорить такую инициативу властей в суде. Ведь подобные официальные скидки в 75–80 процентов «только для женщин» — дискриминация. Нарушение закона. И он будет прав.
Чтобы этого не случилось, парламент России мог бы все это дело легализовать, приняв Закон «О позитивной дискриминации». Дискриминация, кстати, и сейчас уже есть, но она касается лишь призыва в Вооруженные силы. Пора ее расширить. Причем закон может быть обширным, охватить разные сферы жизни. А скидка в 75 процентов на уроки дзюдо и ушу пусть будет лишь одним из пунктов такого закона.
У нас сейчас разворачивается думская кампания? Дарю идею любой из партий, которой она понравится. Забирайте как предвыборный лозунг. Что-то вроде: партия защитников женщин идет на штурм «стеклянных потолков».