В Центре реабилитации диких животных в поселении Марушкинское, работа идет с самого утра. Здесь содержатся только, как их называют работники, птицы-инвалиды. Это пернатые, которые по человеческой ошибке попали в сложную ситуацию. Тех же, кого можно вылечить, работники выпускают после реабилитации в дальние районы: заповедники, лесополосы.
- Для наших птиц мы заранее создали условия, - говорит сотрудница центра Юлия Николаева. - Например, у нас нет клеток и вольеров из металла, мы используем дерево, чтобы материал не создавал лишний жар в такую погоду. Сейчас дополнительно наливаем воду по 2-3 раза в день. Все птицы в ней купаются, пока она прохладная, поэтому часто приходится менять. Еще над открытыми вольерами мы сделали крыши, чтобы у всех птиц был тенёк, для этих же целей расставили домики. Сейчас +35, и многие птицы, ведущие дневной образ жизни, перестают есть, потому что по утрам рано наступает жара. Приходится вставать в 5 утра, чтобы их накормить. А с вечерними — наоборот позднее, они едят часов в 10 вечера. Помимо этого, мы слегка уменьшили количество еды.
Тренер-берейтер Любовь Мухунова из конного клуба «Атаман» тоже встает ни свет, ни заря, чтобы накормить подопечных. Тут живут не просто звери — а настоящие артисты и звезды, которые выступают на сцене Большого театра.
- Мы используем самый простой и надежный способ — моем их, - рассказывает Мухунова. - Когда жарко — каждый день (для примера зимой вообще не моем). У нас из актеров Большого - лошади, ослица и собаки. Все животные плохо переносят жару, но сложнее всего собакам, так как у них нет потовых желез. Только обильным питьем можно улучшить ситуацию. Тем более у нас Винчестеру - звезде оперы «Травиата» - уже 11 лет. График работы у нас изменился сильно. Теперь нужно успеть провести все процедуры до начала солнцепека, либо уже вечером. Тренировки все идут в первой половине дня. Все наши звездные лошадки, их всего 10 особей, занимаются только в прохладе. Поим теплой водой, так как ни холодной воды, ни льда лошадям нельзя.
А вот Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, по словам его художественного руководителя Аскольда Запашного, готов к таким экстремальным температурам и эти дни для животных и работников цирка — вполне штатная ситуация.
-Все животные сейчас выведены на улицу в вольеры, - объясняет Запашный.- У нас к ним особенные требования, там обязательно должна быть тень, чтобы звери смогли спрятаться. В помещениях все равно душно, как бы мы не вентилировали. Лошади и собаки моются в душе постоянно. А хищников моем из шланга. Тиграм меньше нравится жара, для львов более привычны такие температуры, хоть они у нас и не из природы взяты и саванных пейзажей никогда не видели. Дело в том, что тигры у нас уссурийские, они больше любят прохладу. За животными сейчас следят буквально 24/7, чтобы в случае чего помочь справиться с жарой. Где нужно, ставим дополнительные вентиляторы.
Плачевнее ситуация обстоит с нашими привычными животными-компаньонами. Позвонив в собачьи приюты, мы узнали о бедственном положении четвероногих.
-Мы приобрели кондиционеры, но пока на их установку нет денег, - сетует руководитель Шереметьевского приюта Ирэн Беленькая. - Пока мы лишь завесили солнцезащитной тканью все окна и открытые вольеры. Собаки чувствуют себя ужасно, в здании нечем дышать. Мы очень боимся, что кто-то из них получит тепловой удар или умрет. Даем много воды, а поливать их нельзя, иначе в комнате будет большая влажность и станет еще хуже. Конечно, было бы здорово их вывести в тенечек, но нет такой возможности выгулять всех 280 собак одновременно. У нас часть вольеров уличные, часть в старом офисном здании. И есть еще два здания.
- У нас вообще не моют собак, - поделилась волонтер приюта «Красная сосна» Анна.- Единственное, что было сделано — это поставлена пластиковая ванна с водой на выгульной площадке. Вольеры жутко раскаляются, вентиляторов и кондиционеров нет, остается надеяться на то, что подует ветерок. Спасают ситуацию волонтеры, которые ходят с животными гулять, но они могут приходить только 2-3 раза в неделю. Так собаки гуляют полчаса в день, когда их вольеры убирают. В этот момент они всей сворой могут искупаться в «бассейне» - большом тазу, где вода загрязняется моментально.