- Светлана, почему заболеваемость начала расти именно летом? Какие провоцирующие факторы этому способствовали? Ведь в прошлом году ситуация была как раз обратная.
- В прошлом году на лето пришлись довольно строгие ограничительные меры, которые способствовали снижению заболеваемости. А сейчас ее всплеск связан с повышением мобильности россиян - все вокруг расслабились, успокоились и начали больше взаимодействовать.
Это вполне естественное явление, поскольку летом люди всегда активнее, чем в зимний период.
- Значит, вероятность, что мы когда-нибудь откажемся от масок, становится все призрачнее?
- Почему же, нет. Маски уже сейчас могут не носить те, кто вакцинировался и кто в своём телефоне держит QR-код со ссылкой на сертификат по вакцинации.
- Что, кроме вакцины, поможет летом не заразиться?
- Советские рекомендации для летней оздоровительной кампании в пионерских лагерях. Для формирования хорошего иммунитета нужно бывать на солнце, получать витамин д на свежем воздухе, совершать прогулки по лесу, кушать больше клетчатки и витаминов во фруктах и овощах. Однако это все-таки не панацея. Альтернатив прививке на сегодняшний день нет.
- Много ли новых штаммов гуляет в России?
- Сие неведомо даже светилам науки. Ковид постоянно меняется и мутирует, он перещеголял даже вирус гриппа. Каждую неделю где-то появляется новый штамм. До конца нельзя быть уверенными, что мы их все знаем.
- Тогда смысл прививок? Если вирус постоянно мутирует.
- Данные последних исследований подтверждают эффективность существующих вакцин в отношении измененных штаммов, таких как британский, бразильский, южноафриканский и индийский. В данном случае вирус можно сравнить с преступником, который изменил внешность, сделал пластическую операцию. Но отпечатки пальцев у него остались теми же.
- Болезнь с начала лета стала проявлять себя более агрессивно?
- Не только более агрессивно, но и непредсказуемо. То есть течение болезни, которое мы фиксировали раньше, разительно отличается от сегодняшней клинической картины. Люди поступают, мы отслеживаем их показатели и видим, с какой невероятной скоростью происходит изменение крови буквально за часы. Количество тромбоцитов увеличивается в геометрической прогрессии, у человека моментально возникает тромбоз сосудов. И сразу происходит инфаркт. С новыми пациентами нам приходится постоянно менять схему лечения, ориентироваться по ситуации, старые алгоритмы лечения уже не работают.