Московский адвокат пишет жалобы стихами: «Ну полноте страдать-то ленью»

Поэтическое обращение к силовым структурам зачастую оказывается более действенным

«Я к вам пишу – чего же боле?» – этими словами, оказывается, можно начать не только письмо к холодному как лед возлюбленному, но и… ходатайство к следователю. Вот так, в стихах, начали писать московские адвокаты. Удивительное дело, но «онегинская строфа» оказалась средством куда более действенным, чем строгий официальный – ну и откровенно навевающий зевоту – стиль со ссылками на статьи УПК. Одним из таких защитников-стихотворцев оказался столичный адвокат Сергей У. Корреспондент «МК» случайно наткнулась на его процессуальные вирши в соцсети. Их выложил кто-то из его коллег в группу, где общаются юристы и адвокаты.

Поэтическое обращение к силовым структурам зачастую оказывается более действенным

Пройти мимо такого невозможно. Во-первых, это невероятно смешно. Вот отрывок из ходатайства, которое защитник подал на имя следователя:

«Я обращаюсь к Вам повторно.
Что я могу еще сказать?
Ведь не хотите Вы упорно
Клиенту вещи возвращать. 

Те, что по Вашему веленью
Изъяли в мае опера.
Ну полноте страдать-то ленью!
Их осмотреть давно пора»

Во-вторых, становится как-то боязно за автора этих строк. Так и хочется спросить: «Господин адвокат, неужели с вами после такого ничего не случилось?» Неужели на разу остряка-стихотворца не вызвали на ковер в адвокатской палате? Мы так и сделали: связались с Сергеем и пообщались с ним.

–​ Сергей, расскажите, как вы дошли до жизни такой? Что заставило писать ходатайства в стихах?

– Заставила неповоротливость нашей правоохранительной системы и ее склонность к формальному отношению к людям. Плюс ко всему глаз у сотрудников замыливается, а такой формат всегда сразу бросается в глаза. Часто создается впечатление, что у следователей на любой вопрос есть заранее заготовленный шаблон ответа. А тут по шаблону не получится.

–​ Часто приходится прибегать к такой форме общения со следствием?

– Да нет, за все время раза три-четыре писал ходатайства в стихах. И, знаете, это срабатывает. Доходит до руководства следователей.

–​ Тот следователь, которому вы поэму о возврате изъятых вещей написали, как отреагировал?

– У него были после этого проблемы. Представление от прокуратуры даже получил. Там ситуация такая была: у моего клиента изъяли имущество. Оргтехнику, гаджеты. И его, и родственников. Причем вообще без мотивировки: забрали, и всё. Никаких оснований признавать это имущество вещдоками не было, но их признали. После моего ходатайства в стихах все, что мы просили вернуть, вернули, постановление о признании вещдоками отменили. Но проблемы у следователя, если честно, были даже не из-за меня. Я это ходатайство выложил на свою страницу в соцсети, но все его данные стер. Это ведь персональные данные, я понимаю, что разглашать их нельзя. А его же коллеги взяли да и слили весь документ без купюр в свои полицейские чаты и группы. Оно моментально разошлось по Сети, дошло до прокуратуры. По сути, этого следователя свои же и подставили.

Вот еще строки из уголовно-правовой поэзии (ходатайство о проведении исследования на полиграфе):

«Помню, Вы мне давеча сказали,
Будто подзащитный мой не прав,
Что не стал, когда его «вязали»,
Соглашаться делать полиграф.

Мол, поскольку он не согласился,
Значит, есть ему чего скрывать.
Он уж только этим провинился,
Будем мы в СИЗО его держать.

Вы там все такие юмористы?
Да неужто в этом есть секрет,
Что у следака с криминалистом
Общее начальство – Комитет?»

–​ Вы ведь сами в прошлом – и следственный работник, и прокурорский. То есть заранее понимаете, какой реакции добьетесь, если в таком формате напишете?

– Ну, я ведь не первооткрыватель этого жанра. Когда сам работал в следствии, бывало, натыкался на ходатайства и жалобы в стихах. Это всегда привлекает внимание. Конечно, не всегда так следует поступать. В иных случаях, как говорится, счастье любит тишину. Но порой такой формат хорошо действует. Психологический эффект в этом есть.

–​ А сейчас, насколько я знаю, Вы еще и на судью одного из московских судов жалобу в Квалифколлегию в стихах написали.

– Да, теперь жду ответа. Знаю, что в судейском сообществе моя жалоба тоже уже разошлась по внутренним каналам. Заинтересовались. Я же до этого две жалобы писал в прозе – никакого эффекта не было.

Из этой жалобы мы тоже отрывок процитируем:

«Дорогая Квалифколлегия,
Вы простите меня, дурака, 
Что я снова свою элегию
Начинаю издалека!

Шел декабрь, и вдруг доверитель мой
Узнает, что Тверским судом
По ходатайству по сомнительному
Арестован участок, дом.

Обалдев от решенья дерзкого,
Мы подумали: «Как же так?
То ли мы – пациенты Сербского,
То ли следователь дурак?»

Скажите честно, за такие хлесткие вирши на вас в адвокатскую палату следователи и судьи жаловались?

– Ни разу! Я же в стихах не использую оскорбительные выражения. А в какой форме должно быть написано ходатайство или жалоба – в стихах или в прозе, – так ни в одном законе этого не указано. Кстати, палата меня даже поддержала. Ну что ж поделать, если уже приходится в стихах писать, только бы услышали.

–​ Когда в вас открылся стихотворный талант? С детства пишете или просто сейчас жизнь заставила?

– Не то чтобы я этим так уж сильно увлекался. Но у нас это семейное. И у отца, и у брата есть предрасположенность к стихам. Отец, кстати, тоже адвокат, с недавнего времени состоит в Союзе писателей. Понимаете, это все, конечно, больше ради прикола: посмеяться над системой, ее формальным и подчас наплевательским отношением к людям. Кроме как с чувством юмора к этому относиться никак нельзя...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28559 от 16 июня 2021

Заголовок в газете: Поэтом можешь ты не быть, но адвокатом быть обязан

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру