Как отвлечь ребенка от мобильного и компьютера в каникулы

«Нашла у дочки в телефоне голые тела - как реагировать?»

Наступили летние каникулы, и у родителей появилась новая головная боль – как оторвать ребенка от гаджетов, чтобы он провел лето с большей пользой для себя? Как переориентировать свое чадо на чтение книг, прогулки, игры с друзьями – на эти и другие вопросы наших читателей ответила семейный психолог, кандидат психологических наук Елена Улитова в ходе онлайн-конференции в «Московском комсомольце».

«Нашла у дочки в телефоне голые тела - как реагировать?»

– Дочка предпочитает сидеть дома в компьютере, а не общаться со сверстниками. Как уговорить ребенка?

– Это действительно проблема – когда дети привыкли к такому образу жизни и получают удовольствие от общения с компьютером. А если мама предлагает нечто другое, то возникает тревога. Ребенок думает: «Не известно, как у меня сложатся отношения с ребятами, а с компьютером легко и просто». Задача родителей с этой тревогой разобраться и постараться вместе с ребенком нарисовать позитивные картины общения со сверстниками. Но ни в коем случае не давить, не создавать отрицательных эмоций.

– Сыну 10 лет, пытаемся приучить его читать. Не соглашается даже на планшете, вплоть до истерик. Что делать, как на него воздействовать?

– Если ребенку уже 10, то родители, конечно, поздновато спохватились, начинать надо было в три-четыре года. Но можно попробовать и в этом возрасте. Здесь стоит задача, как включить удовольствие у ребенка от чтения, а не заставлять из-под палки.  

Мы видим слово, и в ответ на это у человека в голове возникает какая-то картинка. Когда мы приучаем ребенка к чтению, происходят два важных процесса: с одной стороны, это развивает грамотность письма, а второе, ребенок начинает видеть свое внутреннее кино, становится зрителем и участником этих событий – он может побыть котом Матроскиным, Д’Артаньяном, Томом Сойером. И если это происходит, то тогда читать ему интересно.

Как этого достичь? Сначала мама может читать маленькому ребенку и просить его рассказать, что там происходит. И обсуждать с ним, как бы он поступил на месте героя, что ему нравится или не нравится? Мама старается ассоциировать ребенка с этими героями, включать его в события книги. Она может помочь ему научиться визуализировать прочитанное. То же самое можно делать и с подростками.  

– Я не даю ребенку играть в игры в телефоне дома вообще. Только если едем в общественном транспорте, например. Сколько времени можно проводить детям в гаджете?

– В 10-12 лет рекомендуется не более полутора часов по выходным дням. В будни еще меньше. Когда дети совсем маленькие, в пять-шесть лет, – 15-30 минут в день. Мы понимаем, почему у ребенка со временем возникает зависимость – начинается это все, когда ребенок совсем маленький. Родители дают ему смотреть мультики в гаджете, а сами в это время пытаются его накормить, либо занимаются домашними делами. Это все следствие того, что родители минимально включены в общение с ребенком. 

Далее, надо помнить, что, если мы детям что-то запрещаем, то мы должны им предложить что-то взамен. У ребенка должна быть какая-то альтернатива, какие-то события в жизни, от которых он получает радость, а не только игры в телефоне.

– Недавно взяла телефон у 9-летней дочки и увидела фотографии с полуобнаженными телами. Подняла эту тему, ребенок испугался и сказал: «Мне просто интересно». Не знаю, как реагировать. 

– Это не столько вопрос родительского контроля, сколько вопрос доверия между ребенком и родителями. Нужно находить какие-то благоприятные ситуации, когда вы видите, что ребенок уже заинтересовался, и начинать говорить с ним на эти темы на доступном ему уровне. Называть вещи своими именами. Когда он будет подготовлен и информирован, этих страхов не будет.  

– Постоянно слышу о том, как детей заманивают в опасные группы в соцсетях. Как обезопасить их? Особенно подростков, телефон которых уже не заберешь, как у малышей.

– Это опять вопрос доверия между детьми и родителями. Если ребенок знает, что ему безопасно делиться с родителями событиями, происходящими в его жизни, а родитель проявляет искренний интерес, – но не позиции контроля и желания запретить или отобрать, – то на фоне такого контакта родитель может объяснить, что в Сети все может выглядеть не так, как кажется на первый взгляд. Что за приятным аватаром может скрываться преступник, какая-то опасность, что цели у людей не всегда благородные. Можно проговорить с ним какие-то вещи, связанные с безопасностью: не надо давать информацию о себе и своей семье в публичных местах, не надо соглашаться на встречи, тем более на встречи, о которых не знают родители.

– Как сделать времяпрепровождение в гаджете полезным для ребенка? 

– В Интернете масса полезных и обучающих вещей. Ребенку нужно объяснить, что, кроме игр, можно еще и чему-то учиться, и развивать свои навыки. Можно учиться рисовать или слушать музыку. Но очень мало детей, которые настолько увлечены чем-то, что сами будут искать это в Интернете, поэтому задача родителей найти и предложить ребенку.

Подчеркну такую важную вещь – ребенку просто необходимо быть успешным. Если он не будет успешным в реальной жизни, он будет искать успех, например, в играх, где его легче получить: ты прошел уровень, и ты уже герой и победитель. Ему нужно быть победителем в настоящей жизни, а не виртуальной, ему необходимо подтверждение его достижений и признание в реальном мире – среди сверстников, и, конечно же, в семье.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру