Почти два года в Пензенском суде длится цыганское дело. Кажется, конца и края не видно. На скамье подсудимых — 28 человек. Нескольких обвиняют в убийстве, остальные проходят по более легкой статье - об участиях в массовых беспорядках. В зале, где проходят судебные заседания, стоят три клетки — в них, как селедки в бочке, стоят-сидят арестованные. Сам процесс больше напоминает балаган.
- В суд всех родственников подсудимых не пускают, иначе вся деревня бы там собралась поддержать своих. Но нам запретили проходить, заявили, что шума от нас много, - жалуется цыган Роман из Чемодановки. - Поэтому от нашей цыганской делегации только два человека присутствуют в зале. Мы рассчитывали, что первого июня суд поставить точку в этом деле. Во всяком случае, нам так обещали. А тут взяли и отложили вынесение приговора до октября. Вот ребята и решили объявить голодовку. Сколько можно терпеть? И адвокаты у нас, как пеньки, плохо защищают.
- Адвокаты у вас по соглашению или по назначению?
- Были и те, кому платили. Некоторых предоставило государство. Вроде трое цыган проходят по убийству, остальные по статьям — 212 (массовые беспорядки), 213 (хулиганство). А откуда вы узнали о голодовке?
- В новостях пишут.
- Наконец-то нас заметили. Видите, пока о голодовке не заявили, никому мы были не нужны. Почти два года пытаемся привлечь к себе внимание общественности, но нас никто не слушает. После того, как наш барон умер от коронавируса, мы и вовсе остались брошенными. Хорошо, сейчас у нас новый барон появился. Он пытается помогать.
Мы связались с сотрудниками УФСИН России по Пензенской области. Вот их версия инцидента.
- Информация в полном объеме не подтверждается, - говорит старший инспектор пресс-службы Юлия Панкратенкова. - Все цыгане кушают, все спокойно. Ситуация контролируется, как положено.
- Дыма без огня не бывает.
- Первого июня состоялась очередное судебное заседание по продлению ареста цыган. Подсудимые плохо себя вели. Судья их выгнала. Кто-то в сердцах стал кричать, что подсудимые объявляют голодовку. Вот оттуда и пошел слух. Я сегодня разговаривала с пресс-службой суда, мне подтвердили, что такой факт имел место быть. Как это ушло в прессу, не знаю. Могу заверить вас, сейчас все под контролем, все кушают.
- За что судья удалила подсудимых?
- Выкрикивали что-то, они же люди импульсивные. После того, как их выгнали, они и стали кричать про голодовку. Еще грозились покалечить себя. Но ничего подобного не случилось.
- То есть цыгане вернулись в СИЗО и сели есть, как ни в чем не бывало?
- Да, все нормально с ними. Сегодня наши сотрудники пришли к ним, поинтересовались, нет ли жалоб. К каждому внимательно отнеслись. Претензий от них не поступало.
- Зато в вашем ведомстве после таких новостей, сразу начался переполох.
- Да, я в шоке. Надо же понимать, подсудимые часто кричат, выражают недовольство — это естественное состояние людей. Зачем все принимать за чистую монету? Поверьте, у нас все прозрачно в этом вопросе, мы ничего не утаиваем.
- Почему так долго длится суд, все давно понятно с этим делом?
- Я сама была удивлена, почему так долго. Думала, всех осудили. Но это вопрос к следственным органам. Не к нам.
О предыстории событий читайте в материале «Дома вернувшихся в Чемодановку цыган разграбили»