На днях о регулировании в Сети высказался пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков: «Если в нашем с вами мире существует действующее законодательство, которое регулирует все и вся, то также должно быть законодательство, которое регулирует все и вся в Интернете». И добавил, что в этом регулировании «и есть функция Роскомнадзора».
Мы тут далеко не первые. Например, в 2017 году в Германии парламент одобрил закон (один из самых жестких в Европе) о штрафах для соцсетей. Он затронул площадки с аудиторией больше двух миллионов пользователей, такие как Facebook и YouTube, и обязал эти интернет-площадки удалять контент, который нарушает законодательство Германии или носит оскорбительный характер, содержит клевету и подстрекательства к насилию. Администраторы сайтов должны удалять такие записи в течение 24 часов после публикации. В противном случае компании грозит штраф в размере от 5 млн евро до 50 млн евро. Закон был раскритикован местными правозащитниками и интернет-компаниями. Но уже в 2019 году в Германии было зарегистрировано 4654 признанных справедливыми жалобы на противоправный контент. Около 90 процентов этих жалоб имели отношение к детской порнографии. Кстати, немецким правоохранителям разрешено создавать фиктивные порноролики, для того чтобы, загружая их в Сеть, войти в доверие к настоящим распространителям детской порнографии.
Во Франции в июле 2019 года одобрили поправки, согласно которым такие технологические компании, как Facebook и Google, обязаны удалять контент, который правительство Франции считает «языком ненависти», то есть сообщения, которые подстрекают или поощряют насилие или дискриминацию на почве ненависти, расы или религии. И здесь тоже на удаление контента дается всего лишь 24 часа. В противном случае грозит штраф в размере до 1,25 млн евро.
В Индии сейчас горячая фаза противостояния государства и соцсетей. Здесь вступили в силу новые правила для соцсетей и интернет-платформ. Они обязаны удалять контент, затрагивающий «суверенитет и целостность Индии» и национальную безопасность страны, а также расистский, клеветнический или вредный для несовершеннолетних контент. Мало того, они обязаны сообщать имя человека, который его опубликовал. На это дается 36 часов. Также у них действует закон, более жесткий, чем наш закон о «приземлении», — компании не только обязаны иметь в Индии свои представительства, но и назначать в свои правовые департаменты граждан Индии. WhatsApp подал в суд на правительство Индии по поводу выдачи личностей, публикующих незаконный контент. Но индийский рынок для этой соцсети очень важен — здесь почти 400 млн пользователей. Так что, чем все закончится, сказать сложно. А вот Google уже заявил, что будет соблюдать правила. Facebook сказал, что с большинством пунктов согласен, но еще торгуется. А к Twitter в офис в Дели пришла полиция, после того как соцсеть не выполнила распоряжение властей.
Так что наш РКН со своими 27,9 млн рублей штрафов для Twitter (в общей сложности, по состоянию на конец мая) выглядит вегетарианцем. Но при этом демонстрирует серьезность намерений. Именно демонстрацией, по мнению экспертов, а не столько необходимой мерой, было замедление трафика этой соцсети. А заодно тренировкой и отработкой технологий. И хотя поначалу это выглядело как выстрел себе в ногу, поскольку «легли» многие сайты, в том числе даже официальный сайт Кремля, даже оппоненты РКН сейчас считают, что в целом ведомство справилось и научилось точечно гасить неугодных.
— С Twitter, очевидно, был эксперимент. И сам он по себе, как и немногочисленные пользователи этой соцсети, замедление не почувствовал. И я бы поспорил с утверждением о выстреле в ногу с нашей стороны, — говорит интернет-эксперт, партнер юридической фирмы Digital Rights Center Саркис Дарбинян. — Первую неделю там были косяки, связанные с блокировкой в том числе доменов, которые заканчивались на t.co, но потом с этим разобрались. Разобрались и с хостингом госсайтов. И сейчас Роскомнадзор на самом деле добился весьма эффективного уровня точности в блокировках. Конечно, это было тестирование новой централизованной блокировки от Роскомнадзора, которая может распространяться и на другие сервисы.
С Twitter, после удаления запрещенных материалов, ограничения были частично сняты, замедляется работа только мобильного приложения. Одновременно Сеть оштрафована, но уже согласна на выполнение российских требований. В июне Twitter обещает предоставить Роскомнадзору данные по удалению оставшихся 600 ссылок на запрещенный контент.
Сейчас у Роскомнадзора началось бодание с Google и YouTube по тому же поводу. В адрес администрации Google направлено более 26 тысяч уведомлений. По данным ведомства, сейчас на YouTube не удалено порядка 5 тыс. запрещенных материалов, из них 3,5 тыс. — с призывами к экстремизму. И, как заявил глава ведомства Андрей Липов, пока принятых мер в виде штрафов достаточно. Кстати, Google решил оспорить в суде часть претензий, он считает, что не должен удалять ссылки с материалами, призывающими к мирному протесту. И, похоже, Роскомнадзор тоже склонен договариваться. Липов заявил, что радикальные меры возможны, «если угрозы, которые будут исходить от той или иной соцсети, будут превышать пользу от нее». В случае с Google есть что терять обеим сторонам, поэтому и идет торг.
— Google имеет свои CDN-серверы практически у каждого провайдера в России. Это как раз те серверы, которые обеспечивают скорость работы всех сервисов Google, — говорит Дарбинян. — Поэтому и инфраструктура Google становится такой популярной, они используют огромное количество компаний для размещения собственных ресурсов. Естественно, если будет решение блокировать все сервисы Google, то пострадает огромная часть Интернета, но последствия этого еще никто не оценивал. Но в отличие от Twitter Google есть что терять в России. В среднем сейчас оценка рынка, по-моему, около 1 миллиарда долларов. Это рекламные доходы YouTube, AdWords (сервис контекстной рекламы от компании Google. — Авт.) прежде всего. Конечно, ради такого рынка гигант сейчас может договариваться. Потому что замедление трафика для Google и сервисов типа Instagram и TikTok смерти подобно. В этом плане у российских властей появился достаточно серьезный инструмент воздействия на платформы. Но мы видим, что платформы не готовы соглашаться на все требования Роскомнадзора. Это мы видим по обжалованию штрафов, по подаче исков о признании незаконными решений касательно удаления информации о мирных гражданских протестах.
— Но по нам замедление такого гиганта тоже ударит наверняка неслабо. Некоторые интернет-аналитики предсказывают, что может начать сбоить вообще всё, даже то, что к Google отношения не имеет.
— Нет, я бы так не сказал. Но действительно замедлится всё, что имеет отношение к Google либо к его инфраструктуре. Роскомнадзор, как мы уже выяснили, может точечно блокировать сервисы. Ни Госуслуги, ни сайт МВД или сайт ВКонтакте от этого хуже работать не станут. Но огромное количество сервисов, систем, завязанных на облачное пространство Google, сервисов для бизнеса — всё это станет недоступным. Простой бытовой пример: Google Pay, оплата смартфоном, станет недоступной.
— Пострадают, получается, и сайты СМИ, которые сейчас получают под 80% посетителей за счет переходов с новостного сервиса Google. А значит, рухнут рекламные доходы наших же, в том числе государственных, средств массовой информации.
— Конечно, это будет. И здесь прекрасный пример Испания. Там власти решили обложить Google налогом, который представлял собой отчисления в пользу СМИ за использование их линков в превью Google News. Google в ответ решил уйти с испанского рынка и закрыть свой новостной сервис. И, конечно, все местные газеты, все местные СМИ, особенно средние и небольшие, они взвыли — их вообще перестали читать. Гиганты индустрии еще как-то появлялись в поисковой выдаче, а мелкие просто провалились в небытие. И у нас будет то же самое. Вопрос — кто кому больше нужен. В Австралии была похожая история, но там как-то сумели договориться и найти выход.
Интересно, что в настоящее время в Европе вступила в силу директива об авторском праве, по которой онлайн-площадки (Google, Facebook, Instagram, YouTube) должны лицензировать контент у правообладателей — авторов текстов, музыки и видео. А также платить новостным изданиям за отображение даже части их материалов в публикациях. Первой страной, использовавшей эту директиву, стала Франция. В прошлом году французский регулятор постановил, что Google должен платить издателям и новостным агентствам за использование их материалов. Переговоры длились несколько месяцев, но Google в результате согласился с условиями. У стран ЕС есть время задействовать директиву до 7 июня 2021 года, но это опять же вопрос национального правительства — «прогибать» IT-гиганта или нет.
Кстати, когда в начале этого года шло противостояние Google и правительства Австралии, случился показательный эпизод. Попадавший под новый закон Facebook демонстративно заблокировал новости местных СМИ. Но под действие блокировки попали не только СМИ: были заблокированы страницы пожарных и аварийных служб, метеобюро, благотворительных и общественных организаций, госорганов, медицинских учреждений, часть страниц политиков и другие. Конечно, их разблокировали в течение нескольких часов. Но это дало повод премьер-министру страны Скотту Моррисону напомнить об опасениях государств во всем мире, что крупные IT-компании «считают себя важнее правительств и считают, что законы к ним не применяются». Ну, и в чем он не прав?