* * *
В апреле 2012 года перед тремя шахтерами в горной китайской провинции Юньнань поставили малоприятную задачу – очистить заброшенный медный рудник в округе Моцзян. Работники оказались в пещерах по колено в кучах гуано - дурно пахнущей смеси помета и иных отходов жизнедеятельности летучих мышей.
Пока летучие мыши копошились над головой, а крысы и землеройки сновали в помете и навозе, люди часами работали в вонючем, безвоздушном пространстве.
Через две недели у всех троих горняков развилось тяжелое заболевание, похожее на пневмонию. Трое молодых людей были отправлены им на смену, но вскоре и они тоже начали страдать от проблем с дыханием, кашля и лихорадки, превышающей 39 градусов.
Как пишет в Daily Mail специалист по окружающей среде Джон Видал, в настоящее время работающий над книгой о связи между природой и болезнями, эти симптомы, позже описанные в малоизвестной широкой публике китайской медицинской статье, поразительно похожи на болезнь, которую мы знаем теперь под названием COVID-19.
Шесть заболевших шахтеров были переведены в клинику медицинского факультета № 1 Медуниверситета Куньмина, где их подключили к аппаратам искусственной вентиляции легких.
Через несколько месяцев трое пациентов были мертвы.
Образцы крови жертв неизвестной болезни были отправлены на анализ в Уханьский институт вирусологии в провинции Хубэй – всемирно известный центр исследований коронавируса и единственную лабораторию в Китае, которой разрешено обрабатывать смертельные вирусы, такие как Эбола, птичий грипп и ВИЧ.
Там кровь была проанализирована доктором Ши Чжэнли, которую коллеги прозвали «женщина-летучая мышь» из-за ее новаторских экспедиций по поиску вирусов в пещеры летучих мышей в отдаленных частях Китая в течение почти двух десятилетий. Она пришла к выводу, что мужчины умерли от грибковой инфекции, вызванной патогеном, скрывающимся в грибке, покрывающем гуано летучих мышей.
С тех пор прошло девять лет, и горнодобывающие компании из Моцзяна внезапно попали в заголовки зарубежных СМИ после того, как издание Wall Street Journal сообщило на днях о выводах конфиденциального отчета американской разведки.
Газета сообщила, что трое исследователей из Уханьского института вирусологии были госпитализированы в ноябре 2019 года с симптомами, «соответствующими COVID-19». Это произошло как минимум за месяц до того, как 31 декабря 2019 года Пекин официально сообщил миру о существовании нового респираторного заболевания.
Эта публикация придала новый импульс давним утверждениям о том, что новый вирус SARS-CoV-2 возник не на уханьском рынке Хуанань, а в результате утечки в лаборатории.
«Так мог ли вирус (или связанный с ним вариант), заразивший шахтеров, который, как известно, изучался в Ухане, стать причиной глобальной пандемии, которая на сегодняшний день привела к 168 миллионам подтвержденных случаев и по меньшей мере 3,5 миллиона смертей?» – задается вопросом Джон Видал.
По словам эксперта, есть основания для серьезного изучения генетического сходства между вирусом из пещеры в округе Моцзян и SARS-CoV-2.
Как пишет в Daily Mail эксперт, для многих вероятность появления нового вируса в том самом городе, где располагаются специализирующиеся на исследованиях коронавируса лаборатории, всегда была слишком большой случайностью.
Китайцы резко осудили «политизацию» пандемии, а эксперты во всем мире, похоже, поддержали теорию «зоонозного вторичного распространения», которая говорит о том, что вирус, скорее всего, перешел от летучих мышей (известный резервуар коронавирусов) к некоему промежуточному животному, а затем к человеку. Действительно, именно так эволюционирует большинство вирусов, поражающих людей.
* * *
Еще совсем недавно идея о том, что пандемия началась в Уханьском институте вирусологии, часто отвергалась как второстепенная теория, выдвигаемая бывшим президентом США Трампом и его политическими союзниками.
Однако тема лабораторной версии вновь вылезла на поверхность. Теперь новый американский президент Джо Байден распорядился, чтобы разведсообщество «удвоило» усилия по установлению истоков коронавируса и сообщило о полученных результатах в течение 90 дней. При этом глава Белого дома пообещал, что Соединенные Штаты будут работать со своими союзниками, чтобы «заставить Китай участвовать в полном, прозрачном, основанном на доказательствах международном расследовании и предоставить доступ ко всем соответствующим данным и свидетельствам». А Facebook – что показательно – перестал «банить» сообщения о «рукотворном» происхождении вируса.
В недавнем интервью главный медицинский советник Белого дома доктор Энтони Фаучи, директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США, согласился, что утечка коронавируса из лаборатории «возможна». И заявил, что поддержит второе расследование ВОЗ происхождения COVID-19.
Первое расследование в начале этого года, проведенное экспертами ВОЗ и которое, как утверждают на Западе, от начала до конца строго контролировалось Пекином, привело к выводу о том, что инцидент в лаборатории в Ухане «весьма маловероятен» в качестве причины пандемии.
Даже генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебрейесус согласился с тем, что полученный отчет неудовлетворителен, отмечает Daily Mail. Четырнадцать стран, включая США и Великобританию, выступили с совместным заявлением, в котором выразили обеспокоенность тем, что расследование не было достаточно тщательным.
На днях профессор клинической микробиологии Кембриджского университета и советник правительства Великобритании Рави Гупта заявил изданию The Telegraph, что теория «лабораторной утечки» не была должным образом изучена. А в письме в журнал Science в начале мая 18 ведущих эпидемиологов и генетиков мира призвали к независимому расследованию происхождения.
Одним из подписавших письмо был американский эпидемиолог и микробиолог профессор Ральф Барик, который работал с доктором Ши Чжэнли и ее коллегами в Ухане над созданием искусственного коронавируса, заражающего человеческие клетки в лаборатории. Он сказал, что «необходимы дополнительные исследования и прозрачность, чтобы определить происхождение пандемии».
* * *
Что известно о 100 или около того вирусах, подобных атипичной пневмонии, которые, как считается, хранятся в морозильных камерах Уханьского института вирусологии? И, в частности, о тех, что были получены на старом медном руднике в Юньнани? Этими вопросами задается в своей статье в Daily Mail Джон Видал, который пишет, что анализ научных исследований показывает, что по крайней мере четыре группы китайских вирусологов собрали образцы из шахты после того, как шахтеры заболели тапм. Сообщается, что было обнаружено девять вирусов, которые были отправлены в Уханьский институт вирусологии для анализа.
Один из вирусов, получивший от доктора Ши Чжэнли название RaTG13, на 96,2% соответствует вызывающему COVID-19 коронавирусу SARS-CoV-2.
Интригу добавляет новый анализ вспышки в округе Моцзян и данных китайского генетического секвенирования, проведенный вирусологом Джонатаном Лэтэмом, директором нью-йоркского проекта Bioscience Resource Project, консалтинговой компании по исследованиям и анализу.
В статье, опубликованной в мае на веб-сайте проекта, доктор Лэтэм рассказал, как он натолкнулся на аспирантскую диссертацию 2013 года молодого медика под названием «Анализ шести пациентов с тяжелой пневмонией, вызванной неизвестными вирусами».
После перевода стало ясно, что автор, Ли Сюй, проводил свои исследования под руководством профессора Цянь Чуаньюнь, который работал в отделении неотложной помощи больницы Куньмин, где лечили больных шахтеров. В документе сделан вывод, что наиболее вероятной причиной вспышки стал коронавирус.
По словам Джонатана Лэтэма, ответ на пандемический «детектив» может заключаться в сотрудничестве Уханьского института с EcoHealth Alliance, научной группой, финансируемой правительством США и возглавляемой британским ученым доктором Питером Дашаком, которая в течение нескольких лет финансировала Уханьский институт вирусологии в своей охоте за новыми вирусами, чтобы лучше прогнозировать возникающие заболевания.
Известно, что участие Питера Дашака в изучавшей истоки пандемии миссии экспертов ВОЗ вызвало критику, поскольку ученый тесно сотрудничал с уханьскими вирусологами в исследованиях коронавируса, и поэтому у него возник серьезный конфликт интересов.
Как пишет Daily Mail, Джонатан Лэтэм утверждает, что китайские и американские исследователи в течение многих лет сотрудничали в области рискованных исследований, которые никогда не предавались гласности по соображениям безопасности. По его словам, китайские ученые «изолируют, культивируют и изучают коронавирусы, обнаруженные в пещере. Это может быть верхушка айсберга».
Одна из гипотез, выдвинутых Лэтэмом, заключается в том, что COVID-19 развился в легких заболевших шахтеров. Позже исследователи в уханьской лаборатории работали над образцами вируса, и каким-то образом вирус ускользнул и распространился через рынок Хуанань, который находился всего в нескольких километрах от института.
Другая гипотеза китайского вирусолога Ли-Мэн Яня заключается в том, что RaTG13 был генетически модифицирован для использования в так называемых экспериментах по «усилению функции». Это позволяет комбинировать вирусные последовательности, тем самым увеличивая их вирулентность или позволяя разрабатывать совершенно новые вирусы.
Такая работа, как пишет Daily Mail, часто выполняется тайно и, как известно, используется военными.
«Уханьский институт вирусологии и EcoHealth Alliance не поделились тем, что явно находится в их собственных морозильных камерах и базах данных», - считает Лэтэм. – Чем больше они будут уклоняться от ключевых вопросов, тем больше будет расти подозрение в их коллективной вине за то, что на самом деле произошло в Ухане в конце 2019 года».
Подписавший в числе 18 ведущих ученых открытое письмо молекулярный биолог из Университета Рутгерса и ведущий эксперт по биобезопасности Ричард Эбрайт призвал американских законодателей вызвать в суд четыре правительственных агентства США, которые заплатили китайской лаборатории за исследование коронавирусов, чтобы узнать, что они знают, и потребовал увидеть, какую информацию о коронавирусах в Китае собрал EcoHealth Alliance.
* * *
Нарастающее внимание к «лабораторной версии» происхождения коронавируса ставить под угрозу репутацию известных ученых – равно как и их личную безопасность, пишет базирующийся в Калифорнии и специализирующийся на проблемах здравоохранения новостной ресурс Kaiser Health News (KHN).
В центре урагана оказался Питер Дашак, возглавляемый EcoHealth Alliance много лет напрямую сотрудничал с китайскими учеными, занимающимися коронавирусом. Доктор Дашак получает потоки угроз, включая присылаемые хейтерами письма с подозрительными порошками.
В комментарии KHN он признал, что не может опровергнуть тот факт, что смертельный вирус COVID-19 возник в результате лабораторной утечки в Уханьском институте вирусологии, хотя и не верит в это: «Это хорошая теория заговора. Иностранцы, создающие вирус в таинственной лаборатории, гнусная деятельность, а затем покров секретности вокруг Китая».
С 2007 года возглавляемая Питером Дашаком НПО EcoHealth Alliance получила от США финансирование на сумму более 50 миллионов долларов, включая контракты и гранты от двух Национального научного фонда и Агентства США по международному развитию, а также средства от Пентагона для поиска организмов, которые могут быть превращены в биологическое оружие.
С 2005 года Дашак стал соавтором как минимум двух десятков исследовательских работ по коронавирусам летучих мышей, обнаруживших сотни вирусов, способных заражать людей. По его оценкам, около 1 миллиона человек в год заражаются вирусами летучих мышей - число, которое растет по мере того, как люди вторгаются в места обитания летучих мышей.
Ученый вспомнил, как в 2019 году посещал пещеру, заполненную массами летучих мышей. «Туристы отправились туда в шортах, а мы были там в полных СИЗ. Они спросили нас: «Что вы делаете?» А мы ответили им: «Мы ищем вирусы, такие как атипичная пневмония».
В апреле 2020 года, сославшись на надичие связи вируса с лабораторией в Ухане, президент Дональд Трамп приказал Национальному институту здравоохранения отменить пятилетний грант в размере 3,7 миллиона долларов на проводимоые EcoHealth Alliance исследования вируса летучих мышей. Но около 70% годового бюджета группы в 12 млн долларов по-прежнему поступает от правительства США, сказал Дашак.
Когда грант от Национального института здравоохранения был заморожен, Питер Дашак назвал гипотезу об утечке коронавируса из лаборатории «чистой чепухой», заявив, что он был уверен, что его китайские научные партнеры ничего не скрывают. Но он признает, что это невозможно опровергнуть, пишет Kaiser Health News.
«Есть много причин сомневаться в открытости и прозрачности Китая по целому ряду вопросов, включая раннее сообщение о пандемии, - заявил ученый KHN. – Никогда нельзя однозначно сказать, что то, что нам говорит Китай, верно».
По мнению Питера Дашака, более вероятно, что Пекин скрывает роль китайских рынков дикой природы в происхождении COVID. На выращивании продающихся там животных занято 14 миллионов человек, и правительство закрывало и снова открыло рынки после атипичной пневмонии. После вспышки коронавируса расследование китайскими властями рынков животных в Ухане, где вирус мог мутировать после прохождения через различные виды, было неполным, считает Дашак: «Люди не осознают, насколько Китай чувствителен к этому вопросу».
* * *
Как отмечает в своей статье в Daily Mail Джон Видал, если китайские ученые не согласятся открыть свои базы данных для западных исследователей, основным подозреваемым в возникновении болезней останется естественное распространение болезни от дикого или выращенного на ферме животного к человеку. С момента появления COVID китайские вирусологи протестировали более 80 тысяч животных на фермах, рынках и в дикой природе, пытаясь найти промежуточное животное, но пока безуспешно. И самая большая дыра, по мнению эксперта, в теории естественного вторичного распространения остается в том, что резервуар SARS-CoV-2 не был обнаружен ни в колониях летучих мышей возле Уханя, ни в промежуточном хозяине. Что возвращает скептиков к теории лабораторных утечек.
Между тем ряд ученых настроены скептически как раз по отношению к «лабораторной версии». Среди них, к примеру, вирусолог из Джорджтаунского центра глобального здравоохранения в Вашингтоне (округ Колумбия) Анджела Расмуссен,, которая называет ее теорией заговора. По ее мнению, существует множество мер предосторожности, чтобы не допустить утечки из лаборатории: «Нет новых данных, указывающих на то, что это стало причиной. Утечка из лаборатории всегда была правдоподобной, но новых доказательств нет. Сторонники относились к старым свидетельствам как к новым».
Как отмечает американское издание Los Angeles Times, среди ученых широко распространено мнение о том, что коронавирус SARS-CoV-2 мог развиться естественным путем, распространяясь среди диких животных, прежде чем перейти к людям: «В частности, известно, что летучие мыши являются носителями различных штаммов коронавируса. В последние десятилетия случаи вторичного распространения от животных к людям становятся все более частыми и серьезными, поскольку цивилизации все более агрессивно вторгаются в дикую природу, давая патогенам больше возможностей для адаптации и укоренения среди людей».
Китай, неоднократно отрицавший версию лабораторной утечки, крайне возмущен возвращением к этой теме, приобретающей «мейнстримный» характер.
После призывов президента США Байдена к дальнейшим расследованиям происхождения коронавируса китайское посольство в Вашингтоне заявило о том, что возвращаются «кампании по клевете и перекладыванию вины» и возрождается теория заговора о «лабораторной утечке».
Как говорится в опубликованной недавно редакционной статье китайской официальной газеты Global Times, второй этап расследования ВОЗ необходим, но расследование это должно быть глобальным, а не сосредоточиваться только на китайском Ухане.
Если американцы видят теорию «лабораторной утечки» как одно из направлений расследования, продолжает Global Times, то Уханьский институт вирусологии не должен быть единственным из них: «С 2019 года биолаборатория Форт-Детрик (американский военный объект в штате Мэриленд – «МК») продемонстрировала много признаков, заслуживающих внимания, и ее следует включить в первую группу объектов для исследования. Кроме того, США также построили удивительное количество биолабораторий в Азии, и их исследование является срочным проектом, который необходимо добавить в систему отслеживания происхождения COVID-19».