Напомним, что еще 11 мая в США от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) было получено разрешение на использование вакцины «Пфайзер» для тинейджеров.
Одобрение вакцинации детей на Земле обетованной было принято после того, как специалисты изучили данные по вакцинации первой партии подростков в США (называлась цифра до 600 тысяч участников), но на самом деле это решение было неизбежно, и все к тому шло.
Альтернативную точку зрения о необходимости срочной и поголовной вакцинации подростков высказали в Германии.
Взрослое население Израиля, как известно, фактически было лишено права выбора, прививаться «Пфайзером» или нет. Вот уже несколько месяцев, как в стране был введен в действие так называемый паспорт вакцинации — «зеленый пропуск», когда полноценные гражданские права имеют только лица, полностью прошедшие два этапа вакцинации. Посещать в свободном режиме магазины, аптеки, торговые центры, кинотеатры и даже молиться в синагоге с недавних пор могут только те, у кого оформлен необходимый документ или есть свежие антитела IgG. Кто по какой-то причине не хочет или не имеет возможности прививаться, тот фактически ограничен в своих передвижениях. Я лично знаю врача в Тель-Авиве, которая потеряла работу, так как по состоянию здоровья отказалась вакцинироваться. И она не одинока. Суды в этом случае обычно становятся на сторону государства.
Тем не менее принудительная кампания вакцинации, по данным статистики, имела успех, так как за самый короткий срок в Израиле удалось не просто остановить вспышку заболеваемости, но и снизить количество ПЦР+ до минимума. Например, 31 мая из 20 тысяч тестирований позитивными оказались всего 4 штуки. Это составило всего 0,02%. Подобные показатели не отмечались с последних дней февраля прошлого года. Число активных больных впервые опустилось ниже 400 — до 376. Никто не сомневается, что такому успеху способствовал именно «Пфайзер», и как-то забывается, что последние месяцы Израиль безвылазно сидел на строжайшем локдауне и жители не коммуницировали друг с другом.
Зато с 1 июня здесь полностью отменяются ограничения на рабочих местах и в общественном транспорте.
Также разрешено собираться в помещениях, где соблюдается двухметровая дистанция. Больше не нужно назначать ответственного за контролем распоряжений минздрава. В общественные столовые отныне могут ходить все желающие, причем не только обладатели «тав а-ярок» («зеленых паспортов»). На производствах, где есть залы для занятий спортом, отменяются ограничения, подобно тому, как они были сняты еще до этого с тренажерных залов.
Так нужно ли прививаться детям, когда все так хорошо наладилось? Особенно, если учесть, что молодое поколение в большинстве болеет не тяжело и, даже являясь в ряде случаев суперспрейдерами — сверхраспространителями заболевания, никого не сможет теперь заразить, ведь все кругом уже привитые.
Собственно, споров по этому поводу в мире ведется достаточно много. Так, недавно завершенное исследование в Гарварде показало, что у ряда вакцинированных детей и подростков возникли проблемы с сердечно-сосудистой системой после введения вакцины.
Известный вирусолог Александр Кекуле высказал свою точку зрения на происходящее в интервью одному из немецких порталов. «Рекомендация по вопросу вакцинации детей с этической точки зрения сомнительна», — это главная мысль публикации.
Как оказалось, основанием для одобрения вакцинации детей стало клиническое испытание 2260 американских участников в возрасте от 12 до 15 лет, около половины из которых (1131) получили вакцину, другая — плацебо. В то время как в контрольной группе спустя определенное время было диагностировано 16 симптоматических заболеваний коронавируса, из вакцинированных никто не заболел.
Таким образом посчитали, что препарат в этой возрастной группе эффективен на «100 процентов», что с научной точки зрения не совсем корректно. Во-первых, небольшое число участников исследования допускает только приблизительное утверждение о полной защите от болезни, истинное же значение эффективности может колебаться между 75 и 100 процентами. Во-вторых, прошло слишком мало времени, и незаболевшие вполне могут заболеть. В-третьих, исследование оценивало только инфицированных COVID-19 с симптомами. Пока неизвестно, в какой степени препарат защищает от бессимптомных инфекций (этого просто никто не проверял), а также предотвращает распространение вируса от бессимптомных привитых к непривитым.
«Должны ли 12–15-летние быть обязательно вакцинированы против COVID-19?» — задают непростые вопросы специалисты.
Ведь при принятии этого решения поднимаются не только медицинские и эпидемиологические, но и этические проблемы. Так как сами дети в силу своего возраста и юридических ограничений не имеют права последнего голоса, выбор, который может повлиять на их дальнейшую жизнь и здоровье, принимается не ими самими.
Поэтому однозначных и удовлетворительных ответов пока нет. Да, завтра это означает снять маски, поехать отдыхать на море, офлайн-обучение, по которому все успели соскучиться...
Но имеющихся на сегодняшний день данных о безопасности MРНК-вакцины недостаточно для надежной оценки того, что может произойти завтра и через год.
Используя результаты всего по 1131 вакцинированному подростку и двухмесячный период наблюдения за их состоянием, нельзя полностью отрицать появление поздних побочных эффектов. К примеру, для получения разрешения на применение МРНК-вакцин взрослым было исследовано состояние в общей сложности почти 36 000 испытуемых в возрасте от 16 лет и старше.
Поэтому, чтобы оценить вероятность редких побочных эффектов у детей, необходимо включить в исследования как результаты, полученные у взрослых, так и сопоставить данные с применением других вакцин у того же возраста. Иммунная система у молодых все еще незрелая, по крайней мере до окончания школьного возраста она реагирует на патогены иначе, чем у взрослых. Клеткам, специализирующимся на защите от возбудителей, еще предстоит научиться различать друзей и врагов. Когда в их работе случаются ошибки, могут начаться серьезные атаки на собственный организм.
Например, подобная аутоиммунная реакция в качестве побочного эффекта была отмечена в 2009 году в Европе, когда были срочно вакцинированы около 30 миллионов человек против «свиного гриппа». Только через год, в августе 2010 года, скандинавские органы здравоохранения заметили, что вакцинированные дети и подростки чаще болеют нарколепсией. Еще два года спустя финские исследователи смогли четко отнести нарколепсию к последствиям прививок от «свиного гриппа» 2009 года.
Данный пример показывает, что у детей могут развиться совершенно другие побочные эффекты, нежели у взрослых. Кроме того, поскольку иногда проблемы начинаются только через несколько лет, надежная оценка безопасности вакцин от коронавируса на основе сегодняшних данных пока еще невозможна.
Впрочем, законопослушный Израиль вряд ли теперь откажется от массовой вакцинации подростков, а затем и детей младшего возраста.
Если разрешить прививать детей по желанию, то родители привитых тоже начнут бунтовать — получится, что непривитые дети не болеют за счет привитых, а многие в Израиле искренне верят, что все должны вносить в борьбу с инфекцией равный вклад, нести равную ответственность за случившееся и разделить любые возможные последствия.
Читайте также: "После прививок от коронавируса у молодежи возникают миокардиты"