Эксперт ОНФ и лидер общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая, как практически и все участники «круглого стола», указывала на то, что дистанционные занятия не смогут полностью заменить обычное преподавание. Обсудить роль удаленного обучения в образовательном процессе заставили вызовы, с которыми столкнулось общество в период пандемии. Системе образования удалось быстро перестроиться, в свою очередь учебные заведения нарастили техническую базу, педагоги освоили новые формы преподавания, учащиеся овладели навыками самостоятельной подготовки. Всё чаще зазвучали предложения о полном переходе на дистанционное обучение.
— Но школа — это не только передача определенного объема знаний, это еще серьезный воспитательный процесс, — отметила Татьяна Буцкая. — В стенах учебного заведения происходит формирование характера ребенка, складываются особенности его поведения и развиваются творческие ориентиры, происходит его социализация. Наша цель — всестороннее развитие личности, то, что всегда было конкурентным преимуществом выпускников наших школ и университетов.
Сам процесс дистанционного преподавания, по словам Буцкой, сопряжен с целым рядом проблем. В частности, обратная связь для учащихся существенно ограничена. Ученики в традиционных классах, столкнувшись со сложностью задачи, могут ее решить, обратившись к учителю. В дистанционной форме это невозможно. Кроме того, возникает угроза принципу равенства доступности образования. При электронном обучении очень многое зависит от технических возможностей и способности родителей их обеспечить. Особенно сложно приходится семьям, где несколько детей.
— Дистанционное образование может быть прекрасным дополнением к традиционному или как выход в критической ситуации пандемии. Но нужен разумный баланс между всеми формами обучения, — пояснила Татьяна Буцкая.
В ходе «круглого стола» также был затронут вопрос авторитета учителя, который за последние годы сильно упал. Причин этому много, но одна из них, как считает Татьяна Буцкая, — обесценивание школьного аттестата. Для родителей главное — успешная сдача ЕГЭ или ОГЭ, и ставка делается не на учителей, а на репетиторов. А педагогов по непрофильным предметам рассматривают как помеху на пути к основной цели. Такое отношение передается и детям.
Не случайно учителя входят в группу риска тех, кому грозит эмоциональное выгорание. Поэтому Буцкая считает, что в каждой школе должен работать штатный психолог, а у педагогов должно быть время посещать бассейны и фитнес-центры на льготных условиях.
Предложения экспертов «круглого стола» ОНФ направит в Министерство просвещения.