Близок ли конец пандемии? «Прогнозы давать — дело неблагодарное, — отмечает Николай Александрович. — Мы видим, что происходит в разных странах, где-то она в разгаре, а где-то наблюдается спад и снимаются ограничения. В Европе постепенно уменьшается заболеваемость. Президент США объявил, что снимает многие ограничения. Мы видим, что в России в последнее время плато. Но, несмотря на ограничения, люди перемещаются по миру и распространяют новые штаммы. Поэтому возможно дальнейшее утяжеление ситуации. В любой момент может все измениться, нужно об этом помнить и соблюдать эпидемиологические правила. И, как бы то ни было, теперь мы будем жить с этим вирусом всегда».
Еще год назад россияне сидели по домам, был введен режим самоизоляции, а теперь, при высоком уровне заболеваемости, у нас проводят концерты, большинство ограничений снято. Почему? «Год назад мы впервые столкнулись с этой инфекцией. Но за это время народ к ней привык и начал пренебрегать мерами предосторожности. К тому же эпидемия вызвала большие социально-экономические потрясения, и ограничения не могут быть вечными. Во многих странах народ активно выступает против локдауна, против ограничений, проводят демонстрации. И самое важное, что год назад мы только размышляли о вакцинах, а сегодня они есть, и от нас зависит, как будет дальше протекать пандемия. Сегодня мы видим, что вакцинация идет ни шатко ни валко. Израиль привил 70% населения — и живет спокойно. Помните, у нас были планы вакцинировать к 1 июня 60% населения? Мы видим, что они не сбываются. Но чем быстрее мы провакцинируемся, тем быстрее закончится пандемия».
Впрочем, многих людей останавливает появляющаяся информация о случаях заболевания после прививок. «Разумеется, на 100% не защищает ни одна вакцина. Однако в любом случае прививка значительно снижает число тяжелых форм болезни. Бывает и врожденный иммунитет. Даже во время чумы была прослойка людей, около 4%, которые не заболевали. Ковидная инфекция подчиняется тем же законам».
Опасения россиян по поводу того, что вакцины могут быть неэффективными против новых штаммов, доктор Малышев считает на сегодня необоснованными: «Пока существующие вакцины справляются с новыми штаммами, выявленными на территории страны. Но ситуация может измениться. Если бы народ быстро вакцинировался, не было бы новых штаммов: они появляются в организмах заболевших и, увы, быстро распространяются».
Впрочем, Николай Малышев не поддерживает введение принудительной вакцинации: «Как гражданин я против. Но как врач — за. Но сегодня у нас действует закон о вакцинопрофилактике, согласно которому этот процесс целиком добровольный. Если будут поправки в закон, тогда можно рассуждать об обязательной вакцинации. Сегодня никто вас вакцинироваться не заставит. Но для представителей многих профессий, которые тесно общаются с людьми, например медиков, вакцинация необходима».
Началась ли в России третья волна? «Третья волна — понятие условное. Заболеваемость то растет, то падает. Судить только по статистике общих случаев заболеваемости нельзя, нужно учитывать еще статистику госпитализаций, летальности. В Москве я роста госпитализаций пока не вижу, хотя из Санкт-Петербурга такие данные поступают. И, повторяю, многое зависит от того, как дальше пойдет вакцинация. Если пойдет более быстрыми темпами, то мы будем защищены. К сожалению, пока этого нет».