Любовь Глебова, как и практически все участники круглого стола, в своем выступлении указала на то, что постоянное получение знаний вне рамок собственно процесса получения образования – это и установившийся тренд, и необходимость. И как раз обновление системы просвещения должно стать ответом на этот вызов и задействовать те платформы, которые на сегодня наиболее востребованы у тех, кто ищет новые знания. Как было отмечено, на этом пути решаются и задачи, казалось бы, прямо не связанные с передачей некой актуальной информации: в общении с молодой аудиторией весьма важно преодолевать «поколенческий разрыв», то есть говорить на языке аудитории, давать ответы на вопросы ею сформулированные и для нее важные.
Руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов познакомил участников круглого стола с данными социсследования, которое показало, что запрос на регулярное пополнение и обновление знаний существует практически у всех возрастных групп, причем во всех из них он очень высок – порядка 70%. У разных групп есть нюансы в мотивировках при формировании этого запроса, но, как показывает исследование, фактически у россиян сформировались новые жизненные стратегии и на первый план вышли новые ценности. Комментируя выступление представителя ВЦИОМ, Любовь Глебова отметила, что на такой запрос необходимо отвечать достойным предложением, иначе в этой нише будет предлагаться нечто возможно качественное, но не отвечающее интересам нашей страны, либо отечественное, но крайне сомнительного качества.
Эксперт Экспертного института социальных исследований Александр Рудаков, в свою очередь, отметив важность для государства качественного просвещения в сфере истории, обратил внимание коллег на то, что наряду с намеренными фальсификациями в самых разных областях наличествует и целый сектор лженауки. И в этой связи перезапуск общества «Знание» открывает, по мнению эксперта, возможности для признанных ученых давать более активный отпор разного рода дезинформации. Помимо общей оценки ситуации в сфере научного просвещения Александр Рудаков предложил вниманию коллег и два конкретных проекта, которые могли бы способствовать распространению знаний. Первый – запустить Общенациональную цифровую энциклопедию, которая могла бы стать альтернативой Википедии. Второй – более сложный: создать Депозитарий культурной информации. Суть обоих проектов максимально облегчить доступ к материалам.
Директор Центра «Кинетика» НИТУ «МИСиС» Владимир Пирожков, непосредственный участник просветительского марафона, основную часть своего выступления посвятил разъяснению на первый взгляд несложной идеи: наша цель как государства, желающего на равных участвовать в международном диалоге, состоит в том, чтобы обеспечивать себе глобальную конкурентоспособность в новой экономике, экономике креатива. Но, как отметил эксперт, хотя у нас имеются подходящие для решения этой задачи люди, простое сравнение средств, затрачиваемых на создание и продвижение новаций Россией, США, Китаем и ЕС показывает, что мы здесь сильно отстаем от лидеров. При этом, как отметил Владимир Пирожков, такие проекты, как марафон «Новое знание», трудно переоценить, потому что они помогают ответить на вызов, создавать инновационную среду.