Теперь СК проверяет, если связь между самоубийством Даниила и стрельбой в 175-й гимназии.
Мы поговорили с матерью погибшего.
- Я не ожидала такого резонанса. После того, как опубликовала свою историю в Сети, ко мне домой сразу приехал замначальника по экстремизму, опросил меня, - начала Наталья Андреева. - В четверг меня пригласили в СК, приемную Бастрыкина, где я давала показания.
- Вам задавали вопросы связанные с Галявиевым?
- Да, только такие вопросы и задавали. Следователи хотят провести параллель. Я думаю, она существует. Когда я увидела стрелка после бойни, прикованного наручниками, и услышали его крики: «Я бог», в голове промелькнула мысль – один в один мой сын, он точно такие же слова выкрикивал.
- Они могли состоять в какой-то секте?
- На мой взгляд, однозначно на них кто-то воздействовал через интернет. Возможно, существует какая-то группа в Сети, где они состояли. Мне кажется, эти события связаны. Читаю показания стрелка, будто про моего Даню. Мы с мужем до мелочей восстанавливаем в памяти все события, вспомнили, как сын бегал по квартире, как пытался приготовить селитру. У Галявиева дома тоже была селитра, которой он облил дверь квартиры, чтобы поджечь. Сейчас пишут, что стрелок планировал бойню на 10 мая, но школа оказалась закрытой. Поэтому пришел 11-го. Мой сын ушел из жизни 10 мая.
- Что было у вашего сына в телефоне?
- Он скачал огромное количество древней литературы на тему, как вызывать дьявола.
- Ваш сын тоже одиночка по жизни?
- Вообще, он одиночка с детства. Но когда стал старше и вовсе отстранился от людей. Друзей не заводил. Общался с кем-то только в Сети. Когда ему было четырнадцать, я впервые услышала от него про «синего кита». Он рассказал, что «вытащил» оттуда двух девочек, помог им психологически.
- За сколько дней до смерти он изменился?
- Странности я заметила за ним за 2-3 года до трагедии, тогда же начались напряженные отношения в семье. За год до смерти все стало совсем плохо, осенью он окончательно отдалился от родных.
- Он учился в том же колледже, что и Галявиев?
- Они оба учились в колледже ТИСБИ, даже на одном факультете - программирование. Только Галявиев был на год старше. Возможно, сидели на одних сайтах, увлекались определенными компьютерными играми. В какой-то момент я заметила, что Даниил общается с 40-летним мужчиной во время игры. Но выйти на того человека я не смогла. Сын установил секретные коды, мы не могли войти в его компьютер.
- Почему он пошёл учиться на программиста?
- Я настояла, чтобы стал программистом. Он сам собрал два компьютера из деталей, голова в этом плане у него варила. Мы предлагали ему арендовать помещение, чтобы он занялся ремонтом техники. Сын категорически отказался: «Мне ничего не надо». Он не хотел ни работать, ни учиться. В последнее время потерял смысл жизни. Махнул рукой на себя, не покупал новую одежду, не интересовался девочками. Когда мы предложили ему обновить гардероб, он ответил: «Принимайте меня таким, как есть? Мне ничего не надо». Незадолго до смерти мы с трудом уговорили его подстричься.
- Сколько вы платили за его обучение в колледже?
- 40 тысяч рублей в год. Он проучился там один курс, потом бросил, так же, как и Галявиев. Причину не назвал. Просто перестал посещать учебное заведение.
- После поступления в колледж с ним стали происходить странности?
- Да, до поступления туда он еще более-менее ничего был. А вот там будто что-то произошло.
- Он там нашел себе друзей?
- Он не говорил ничего про друзей.
- Во дворе с кем-то общался?
- Еще одно странное совпадение. Мы ведь живем в Советском районе, там же, где Галявиев. Наш дом находится на улице Губкина, куда переехали родители обвиняемого. Когда я услышала, что родители стрелка переехали от своего сына, потому что тот создал им невыносимые условия, то вздрогнула. У нас тоже самое произошло, поэтому мы с мужем и с другими детьми переехали за город. Даня остался жить один. Но я приезжала к нему, привозила продукты, как и родители стрелка. Понимала, что он не работает, жалко его было. Вы не подумайте, я ничего не преувеличиваю, говорю как есть. Мои слова может подтвердить муж, бабушка и другие родственники.
- Если опросить знакомых вашего сына, они скажут, что он спокойный, не агрессивный парень?
- Именно так и скажут. Опросите наших соседей, все подтвердят: тихий, вежливый мальчик, сумку поможет поднести, всегда здоровался. Окружении от него в восторге, а дома сын превращался в монстра.
- Ваш сын обследовался у психиатра?
- Ему поставили диагноз «навязчивые движения и звуки». Когда сыну исполнилось 6 лет, я пережила тяжелый развод. Конфликт сказалась на его психике. Но потом я вышла замуж, Даниил отчима сразу стал называть отцом. А за два года до смерти он вдруг начал его звать по имени. Вот тогда произошло отторжение от семьи.
- От вас тоже отказался?
- Он не заявлял мне в лицо, что я ему не мать. Но контакта со мной не стало. Он полностью отстранился от нас.
- Он часто называл себя богом?
- За два года до смерти я стала слышать от него: «Я сам себе бог и дьявол. Сам все решаю». Не скажу, что постоянно твердил, но произносил подобные вещи.
- Оружием интересовался?
- На его телефоне мы нашли скачанное приложение по сборке оружия. Еще он оставил в моем блокноте записи от руки, где указал компьютерные стрелялки, в которые играл, свое имя в ВК, свой канал в ютуб, который создал, но никто об этом не знал. Обо всем я узнала после его смерти. А вчера стали транслировать песни, которые слушал стрелок. Представляете, мой Даня ведь такую же музыку слушал.
- Почему следствие не стало раньше разбираться с вашим делом?
- Психиатр решил, что у сына проблемы на фоне конфликта с какой-то девочкой. Он ведь не раз пытался уйти из жизни. После очередной попытки суицида его обследовали в клинике. Врач сказал, что Даня до конца не открывается, лишь пояснил доктору, что проблема в девушке. Его и отпустили домой. Но никаких девушек у сына не было. Он мне признался, что соврал и добавил, что пока он не станет рассказывать о причинах. Обещал, что признается, когда уйдет в армию. Он хотел стать спецназовцем, хотя я предупреждала, что ему путь туда заказан после попыток суицида. Но он настаивал: «Все равно пойду служить по контракту. Сюда уже не вернусь. Вот тогда ты все узнаешь». Он будто хотел сбежать из Казани, будто боялся чего-то или кого-то. В армию его, конечно, не взяли. За полгода до гибели у него вдруг сломался компьютер, он практически не заходил туда, где, возможно, его контролировали. Еще он удалил все свои странице в ВК. Последнюю стер за 5 дней до гибели, 5 мая и написал: «Рандеву со смертью». Перед тем, как уйти из жизни, он нарисовал на лице маску смерти. Даня закрасил красной гуашью лицо, оставил только глаза и рот. Психиатр нам пояснил, что так выглядит одна из заданий групп смерти.
- Рядом с ним нашли ружье, он умел стрелять?
- Умел. Он ведь сидел на оружейных сайтах, готовился к чему-то.
- Он употреблял наркотики?
- Нет. Но перед гибелью вроде принял какие-то препараты, наверное, чтобы не так страшно было. Вы не представляете, сколько родителей мне сейчас пишут про своих детей, рассказывают похожие истории. Большинство этих детей лежат в психушках. Со мной связалась родственница парня из Стерлитамака, который в 2018 году напал с ножом на учительницу и учениц, пытался поджечь класс и покончить собой. Он до сих пор находится на принудительном лечении. Понимаю, что сейчас появятся много фейков, но я уже научилась отличать правду от вымысла. Родители детей, которые оказались в подобной ситуации, просят власти обратить внимание на проблему. Возможно, существует какая-то организация, которая руководит молодыми людьми.